Витрина «САМАВТО»
АВТОМОБИЛЬ КАТЕР
В потоке автомобилей этот экипаж выглядит непривычно: ведь «Земновод» — транспортное средство, существующее пока в единственном экземпляре. Он создан москвичом Д. Т. Кудрячковым, музыкантом по профессии. «Земновод» — родственник автомобиля-амфибии. Амфибия, однако, плохо плавает: медленно, неэкономично. При долгом пребывании на плаву вода проникает в шарниры подвески и рулевого управления, в подшипники колес, а то и в корпус. «Земновод» свободен от этих недостатков. На суше он — автомобиль-дача, а на воде — быстроходный глиссер, удовлетворяющий всем требованиям речного регистра к каютному катеру. Такие машины нигде в мире не выпускаются, поэтому его с полным правом можно считать новым транспортным средством.
Создатель «Земновода» проявил недюжинный талант инженера-изобретателя. Для полноценной эксплуатации на воде он придал корпусу обводы глиссирующего катера и убрал из воды узлы ходовой части (при спуске на воду рычаги подвески поворачивают вокруг горизонтальных осей). Поднимают колеса специальной лебедкой, управляемой с места водителя. Рулевые тяги проходят в полой поворотной оси.
На «Земноводе» можно совершать тысячекилометровые сухопутно-водные путешествия. При «челночных» водных походах колеса вместе с подвеской можно на время снять и взять дополнительно 160 кг груза. На воде «Земновод» приводится в движение водометом с осевым насосом.
Машина создана на основе серийных автомобильных узлов и агрегатов. Как показала экспертиза, проведенная в НАМИ, она отвечает всем требованиям ГОСТ 25478—82 к техническому состоянию автомобилей, касающимся безопасности движения.
Двигатель соединен с коробкой передач «Запорожца». От нее идут к бортам два карданных вала, а затем — опирающийся на промежуточную опору короткий вал, заканчивающийся двойной ведущей звездочкой цепной передачи. Каждое из ведущих колес приводится двумя цепями, идущими внутри труб подвески. Трансмиссия полностью герметична, хотя не имеет обычных для амфибии манжет полуосей.
Достижение конструктора — «сухие» разъемы тормозных гидромагистралей, которые позволяют без потери тормозной жидкости и без нарушения регулировок разъединять и соединять ветви трубки, идущие к колесам. Почему бы такое решение не попробовать в гидроприводе прицепа вместо инерционного привода.
И. ТУРЕВСКИЙ, О. ЯРЕМЕНКО
Технические данные: число мест (включая водителя-капитана) при движении — 4; вместимость каюты в «гостевом» варианте — 8 чел.; сухая масса — 1030 кг; скорость на шоссе — 110 км/ч, на воде: максимальная с одним человеком — 55, крейсерская с полной нагрузкой — 42 км/ч; расход топлива: на шоссе — 12, на воде — 18 л/100 км. Размеры: длина — 5350 мм; высота — 1700 мм: база — 2600 мм; колея — 2060 мм.
Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.