Спортивный гость «За рулем»
ПЕТР БОГДАНОВ: люблю скорость на земле и на воде
Приглашение быть гостем журнала «За рулем» Петр Филиппович Богданов принял с искренней радостью.
— Я давний подписчик журнала, — сказал он, — нахожу в нем много интересного и полезного для себя. Но, к сожалению, у меня сейчас жуткий цейтнот. Бели вы согласны, чтобы наша беседа проходила «на колесах», я к вашим услугам.
Что ж, автомобиль, в конце концов, не скутер. И наша встреча с мастером спорта международного класса, шестикратным чемпионом страны, призером международных состязаний по водно-моторному спорту П. Богдановым состоялась.
Скажу сразу, водитель он отменный. Мы успели побывать и в Центральном морском клубе, и в отделе ЦК ДОСААФ СССР, где он работает тренером, и на водной станции.
По своему опыту знаю, что в таких условиях почерк меняется до неузнаваемости, но, к удивлению, я легко потом разобрала все записи в блокноте, будто делала их спокойно, сидя за столом. Первый мой вопрос был такой:
— Чувствуется, что вы водитель со стажем. Это что, второе увлечение после водно-моторного спорта?
— Я даже не знаю, кто я больше — водномоторник или автомобилист. Вот смотрите. В секцию Центрального морского клуба ДОСААФ я пришел незадолго до армии. Тогда же определился на курсы шоферов. Вскоре выиграл на областных водно-моторных соревнованиях первое место. В армии окончил учебное подразделение, стал водителем. Демобилизовался — и пошел работать в таксомоторный парк, затем водителем в Центральный морской клуб, где стал продолжать занятия водно-моторным спортом. Мой стаж за рулем — двадцать лет.
— Почти столько же вы посвятили водно-моторному спорту. Наверное, есть что вспомнить за эти годы?
— Обо всем трудно рассказать. Помнятся победы, а еще больше почему-то поражения. И, конечно, постоянный труд. Вырос я в рабочей семье, с детства умел держать в руках напильник, плоскогубцы и другой рабочий инструмент. Многому научили меня в секции. Сколько приходилось, разобрав мотор, «колдовать» над его деталями, чтобы найти резервы мощности. Не жалея ни сил, ни времени, строил корпус своего скутера. Ведь как плотник подгоняет под свою руку топорище, так и гонщик-водномоторник сооружает свое судно, подгоняя его к своим росту, весу, своей манере вести гонку. Да, борьба за скорость у водномоторников начинается на земле.
Особенно памятен шестьдесят восьмой год, когда в Польше мне удалось завоевать первое место, обогнав самого Иохима Конрада, чемпиона мира из ФРГ. В тот же год установил семь всесоюзных рекордов и вообще не проиграл ни разу — ни в международных, ни во внутренних соревнованиях.
— Чем вы объясните такой валет?
— Возможно, поднакопил опыта, да к тому же скутер у меня был просто отличный. А еще мне было тогда двадцать семь лет, и удаль молодецкая так и кипела. Кстати, убежден, что без смелости нет гонщика. Общефизическая, материально-техническая, тактическая подготовка очень важны. Но если я испугался скорости на трассе, не решился использовать ради победы самый последний шанс — грош мне цена. Работая сейчас главным тренером сборной водномоторников, именно по этому принципу отбираю спортсменов в команду. Всему остальному можно научить. В полной мере это качество присуще Анатолию Чермашенцеву и Анатолию Головину, ставшими чемпионами мира, да и другим членам сборной страны. Недаром вот уже пять лет мы никому не уступаем Кубок социалистических стран.
— Однако рисковать тоже надо в разумных пределах. Думается, это надо помнить и водномоторникам и автомобилистам.
— Безусловно, дерзость должна сочетаться с точным расчетом. Как водитель могу похвастаться, что за двадцать пять лет ни разу не попадал в аварию. А как скутерист покаюсь, были случаи, когда переворачивался на большой скорости. И смею заверить, вода только кажется ласковой. С водой шутить нельзя. Вода — неподатливая, упрямая стихия.
— А где вам удалось достичь все же наивысшей скорости — на воде или на земле?
— На моем счету водномоторника четырнадцать всесоюзных рекордов. Один из них —117 км/ч на 5-мильной дистанции держится до сих пор. На тренировке случалось показывать и 160 км/ч. Честно признаюсь, люблю скорость и на земле и на воде. Помню, в Алжире, где четыре года проработал преподавателем в национальном институте нефтегаза и химии (я ведь окончил Московский институт нефтяного хозяйства и газовой промышленности имени Губкина), разогнал автомобиль тоже до 160 км/ч. Дорога, правда, была пустынная, очень прямая и ровная. Не знаю, что со мной случилось. Видно, очень уж соскучился по скорости. Ведь столько времени не садился за руль скутера. Было это как раз перед возвращением на Родину.
Так получилось, что 18 июня я приехал в Москву, а 2 июля завоевал Кубок СССР, через месяц выиграл первенство ДСО и ведомств, а еще через месяц стал победителем Всесоюзного первенства по водно-моторному спорту. Были потом победы на соревнованиях команд социалистических стран.
— Кого вы могли бы назвать соавтором своих побед?
— Прежде всего, благодарен самому первому тренеру — Александру Клоссу, много лет назад открывшему для меня удивительный мир скорости. А еще хочу назвать моего брата Ивана Богданова, мастера спорта международного класса, двадцатикратного чемпиона страны. Постоянная взаимопомощь, забота помогли каждому из нас преодолеть немало трудностей в борьбе за скорость.
Беседу вела С. СМИРНОВА
Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.