Внимание! Дети на осевой

В каждом нормальном взрослом человеке заложена потребность помогать детям справляться со сложностями окружающего их мира.

Таковы неписаные законы взаимоотношений «взрослый — ребенок»: мы всегда придем на помощь матери — поддержим ребенка при входе в автобус и подхватим при выходе, уступим свое место во время поездки. Так и на дороге, где эстафету заботы о детях принимают водители, одновременно возлагая на себя и ответственность за них. Постоянно встречая ребят на улице, человек за рулем каждый раз решает задачу — как действовать, чтобы ребенок по неумению или оплошности не оказался в беде. Но каким образом распознать, предвидеть и учесть его возможную ошибку, чтобы компенсировать ее своими предупредительными, охранительными действиями?

Универсального рецепта на все случаи многообразной дорожной жизни, конечно, нет и быть не может, В то же время из огромного обилия возможных транспортных ситуаций можно выделить наиболее типичные, анализ которых позволяет сделать конкретные выводы. Начнем наш разговор с довольно распространенной ситуации.

После окончания уроков второй смены, уже в зимние сумерки, семь второклассников одной из школ Подольска вышли на улицу. До поселка, где все они жили, было недалеко — всего три остановки на автобусе, но, чтобы сесть на него, надо было пересечь оживленную трассу. Первую половину — до осевой линии ребята миновали благополучно, а в центре застряли, ожидая просвета в плотном транспортном потоке конца рабочего дня. Два мальчика и пять девочек ждали, растянувшись цепочкой по оси сравнительно неширокого шоссе, почти напротив автобусной остановки. Вот машины пошли пореже, и как раз в это время подъехал нужный детям автобус. Внимание их раздвоилось: они наблюдали и за дорогой, и за автобусом, а чувство осторожности в этот момент боролось с желанием успеть на него. Вдобавок те, кто стоял на осевой правее, невольно ограничивали обзор остальным, и, как потом выяснилось, трое из них так до роковой секунды и не видели небольшой, сливавшийся в сумерках с серой лентой шоссе УАЗ. Скорее всего, поэтому одна из них, Оля, стоявшая левее всех, неожиданно рванулась к автобусу и в то же мгновение была снесена шедшим на большой скорости УАЗом. Она погибла на глазах ошеломленных одноклассников.

Одна из элементарных и в то же время главных заповедей водительского ремесла гласит: управлять автомобилем надо думая. В возникшей на дороге ситуации были все признаки опасности. Знак «Дети», пешеходы, стоящие на осевой линии, подъезжающий к остановке автобус, на который явно мог спешить кто-то из стоявших посреди дороги людей. Не было одного — мыслящего водителя.

Несчастья с детьми, оказавшимися между встречных потоков транспорта, случаются, к сожалению, довольно часто. В чем причина?

Дело прежде всего в разнице психологического восприятия осевой линии дороги человеком за рулем и пешеходом на проезжей части. Для водителя мало искушенного осевая линия — это просто граница его полосы движения, своего рода тротуар. Стоящие здесь пешеходы воспринимаются им как ждущие, а не как переходящие дорогу. Со всеми вытекающими отсюда выводами. Для пешехода же осевая — это вынужденная остановка на полпути. Крайне неуютное, неприятное место «между двух огней», которое он стремится покинуть как можно скорее, К детям все это относится вдвойне — они еще не способны правильно распределять внимание, не умеют наблюдать и вовремя обнаруживать появившуюся вдалеке машину, не могут достаточно долгое время держать себя в руках и не поддаваться эмоциям.

Особенно опасны на осевой линии дети, стоящие по отношению к водителю не «боком — лицом» (как было в приведенном случае), а «боком — спиной», то есть те, кто уже преодолел полосу движения, по которой приближается транспорт, и наблюдает за движением со встречного направления.

…Таня рассталась с бабушкой всего десять минут назад, зашла в магазин за тетрадками и теперь направлялась через улицу к остановке автобуса, чтобы ехать домой. Дошла до середины и остановилась, пропуская машины, идущие справа. В это время сзади к Тане подошла женщина и остановилась рядом, но затем вдруг с криком бросилась обратно. Впоследствии выяснилось, что она увидела приближающийся слева тяжелый грузовик и решила вернуться на тротуар. Услышав крик, девочка тоже испугалась и метнулась вслед, но чуть позже. Эти полсекунды стоили Тане жизни.

Молодой парень за рулем трехосной машины, только что въехал с загородного шоссе на городскую улицу и по инерции двигался, не снижая скорости. Его ничуть не обеспокоили стоящие на осевой линии женщина и ребенок лет десяти — ведь они уже миновали его полосу движения и собирались направиться дальше.

Казалось бы, какие претензии можно предъявить водителю, под колеса которого буквально бросилась девочка? Формально никаких, так как Правила он не нарушил. Однако мог ли он предотвратить трагедию? Да, ведь ситуация, когда ребенок делает с осевой линии шаг-другой назад не глядя, например, испугавшись чего-то, не так редка вообще и наиболее типична из возможных у середины дороги, и хороший шофер обязан это предвидеть.

Вот другой пример. Ребенок на осевой явно смотрит в вашу сторону. Можно ли в этом случае быть совершенно спокойным? Нет! У детей, еще не накопивших достаточно опыта в оценке обстановки при переходе улицы, сохраняется привычный, «дворовый» взгляд на окружающие предметы — расстояние до них оценивается по их размерам. Для дорожного наблюдения такой статический взгляд непригоден. Здесь важно представлять не расстояние само по себе, а время, которое требуется машине, чтобы преодолеть его. Необходима динамическая оценка предметов не по абсолютным размерам, а по их изменению, то есть по скорости движения.

Не овладев такими навыками, ребенок меньше опасается малогабаритных машин — легковых, микроавтобусов и, путая «маленький» и «далеко», бросается перебегать дорогу перед мчащимся легковым автомобилем. А грузовик, движущийся медленно на том же расстоянии, он будет пережидать, хотя опасность здесь значительно меньше. Ребенок этого не понимает. А водитель малогабаритного автомобиля должен понимать.

Есть особенности и в восприятии ребенком потока машин. Для водителя, приближающегося к стоящим на осевой детям, скажем, четвертым или пятым, ситуация воспринимается менее опасной, чем для водителя, приближающегося первым, — ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит, мол, будут стоять и дальше. И этот четвертый или пятый расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина — трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу. Чем больше транспорта он пропускает, тем труднее становится ожидание. Поэтому нельзя снижать внимание, пока вы сами не минуете детей.

Намного возрастает вероятность неожиданного появления ребенка на проезжей части, когда вслед за грузовыми автомобилями или автобусами следует «Москвич», «Жигули» или «Волга». Причина та же — недостаточное умение детей определять скорость и подмена ее габаритом. Кроме того, будьте всегда начеку, если расстояние от вашего автомобиля до движущихся впереди больше, чем между ними, то есть если вы несколько приотстали от вереницы. Опасность неожиданных действий со стороны стоящих на осевой детей при этом резко возрастает, поэтому не нажимайте на «газ», чтобы уравнять дистанцию с другими, а переносите ногу на тормоз.

К сожалению, мало кто хорошо представляет себе психологию восприятия ситуации ребенком, стоящим на середине дороги.

Привычка отступить, отшатнуться, отпрыгнуть, не поглядев заранее назад, вообще свойственная детям, натренирована за годы детских игр в доме, во дворе, вдали от улицы. И бывает, что она незаметно для них самих срабатывает на дороге, то есть там, где смертельно опасна. Ребенка, преодолевшего половину дороги, остановившегося на осевой и выбирающего момент, чтобы закончить переход, интересуют, прежде всего, машины, приближающиеся справа, которые мешают ему это сделать. Те же, что подходят слева, со спины, его уже не волнуют, и он часто даже не обращает внимания на то, что делается сзади на дороге.

Безусловно, это неправильно. Пешеход, оказавшись между двух встречных потоков машин, должен быть предельно собран, не допускать ни одного непроизвольного движения и стараться контролировать развитие событий, и вправо — впереди, и влево — сзади. Так должно быть. Но реальность в том, что дети всего этого не умеют. Порой и их родители допускают на середине улицы непростительные промахи. Безопасному же поведению на осевой линии детей пока не учили и не учат ни в школе, ни в семье, поэтому задача уберечь ребенка, попавшего в самый водоворот транспортного потока, целиком ложится на водителя. Он обязан хорошо понимать изъяны в восприятии детьми дорожной обстановки, прогнозировать их возможные ошибки и предупреждать последствия.

Ребенок на середине дороги — это всегда сигнал опасности. Если он стоит к водителю «боком — лицом» и видит автомобиль — опасность меньше. Если же он смотрит в противоположную сторону — опасность намного больше. В этом случае никогда нельзя быть уверенным в том, что ребенок заметил машину. Особенно надо быть настороже, когда он стоит спиной или его внимание отвлекается на других детей, уже перешедших дорогу, или на стоящий на остановке автобус, когда на середине дороги не один ребенок, а целая группа.

Во всех случаях необходимо снизить скорость и держать ребят в поле зрения, непрерывно оценивая обстановку и будучи готовым к экстренному торможению. Интервал по отношению к ним надо держать максимально возможным, чтобы иметь необходимый запас на случай, если ребенок попятится назад.

Все эти меры, хотя и не дают полной гарантии от наезда в любых, самых неожиданных ситуациях, но позволяют избежать тяжелых последствий и уж во всяком случае спасти ребенка от гибели.

А. ДОБРУШИН, инженер

Журнал «За рулем» 09 • Сентябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий