В мире моторов

НОВЫЕ АВТОБУСЫ «АУТОСАН»

Предприятием «Балианиар» (НРБ) изготовлен образец аккумуляторного электробуса для перевозки 22 пассажиров. Он эксплуатируется на одном из черноморских курортов.

В Людвигсфельде (ГДР) выпущен 400-тысячный грузовой автомобиль ИФА-В50. Юбилейная машина предназначена для поставки в СССР.

В ГДР построены опытные образцы цистерн-полуприцепов для перевозим технических сжиженных газов. Герметичная термоизолированная цистерна вмещает 18 тонн газа при температуре около -260° С.

Наиболее мощный мотоцикл японской фирмы «Кавасаки» — «Воиджер» имеет шестицилиндровый мотор с жидкостным охлаждением (1277 см3, 120 л. с/88 мВт при 8400 об/мин). При массе 408 кг (без бокового прицепа) он развивает скорость 179 км/ч.

На международной Познанской ярмарке санокский автобусный завод (ПНР) представил новую серию междугородных и туристских автобусов «Аутосан Х10», которые подготовлены к серийному производству для постепенной замены автобусов семейства «Х8», Их конструкция разработана в содружестве с югославским заводом ТАМ.

Автобусы имеют рамное шасси, на котором сзади установлен двигатель (в варианте «X10-20» — югославский дизель воздушного охлаждения мощностью 192 л. с. в варианте «Х10-21» — польский мотор мощностью 170 л. с). Они комплектуются пятиступенчатыми коробками передач соответственно югославского и польского производства. В обоих вариантах использованы задние мосты ТАМ. Привод тормозов пневматический, рулевой механизм — с гидроусилителем. Предусмотрены также варианты с увеличенной базой — «Х10-51» и «Х10-53».

У всех автобусов двухдверные кузова на решетчатом каркасе, В салоне устанавливаются удобные индивидуальные сиденья и. по заказу, система кондиционирования воздуха. Раздельное исполнение шасси и кузова автобуса позволяет использовать шасси для установки на нем других кузовов и делать автобусы в разных вариантах, а также в дальнейшем применять шасси других заводов.

Например, предполагается углубить кооперацию с венгерским предприятием «Икарус», которое будет поставлять свои шасси, а кузова станут выпускать в Саноке.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОКУСА «АУТОСАН XI0-20» (в скобках — отличающиеся данные автобуса «X10-51»), Общие данные: число мест — 45 (47): масса в снаряженном состоянии — 8400 (10 000) кг, полная допустимая масса — 12 500 (14 500 кг). Размеры: длина — 10 000 (10 980) мм; ширина — 2500 мм: высота — 3250 мм; база — 4700 (5650) мм; объем багажника — 3,5 (4,7) м3; наибольшая скорость — 108 (95) км/ч. Двигатель: тип — дизельный; число цилиндров — в; рабочий объем — 9572 см3; мощность — 192 л. с. /142 кВт при 2500 об/мин.

РАБОТЯГИ «БЕРЛИЕ»

Компоновка грузовиков по схеме «кабина над двигателем» в последние десятилетия получила преимущественное распространение, однако тяжелые машины, особенно работающие на плохих дорогах и вне дорог, по-прежнему часто строят по капотной схеме. Они менее прихотливы к условиям обслуживания и ремонта; у них к тому же несколько выше уровень пассивной безопасности водителя. Довольно типичный пример такой машины — французский «Берлие -ЖБХ280 6×4». Фирма, некогда строившая паровозы, затем сменила профиль и сейчас входит в отделение «Рено веикюль индустриэль» («Грузовые автомобили «Рено»). Машины данного семейства (они известны и под маркой «Рено») поставляются в виде шасси с кабиной, которые затем можно укомплектовать как цистерну, бетоновоз, самосвал, буровую установку и т. д. Выпускаются также седельные тягачи для автопоездов полной массой до 38 тонн и балластные тягачи для работы с прицепами. Масса такого поезда может достигать 80 тонн.

Работу в тяжелых условиях обеспечивают привод на два моста, многоступенчатые коробки передач, блокируемые дифференциалы. Бросается в глаза воздушный фильтр, укрепленный прямо на крыле: при таком расположении его удобнее обслуживать, а в тяжелых условиях эксплуатации это приходится делать довольно часто.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «Берлие» ЖБХ280 8×4 (в скобках — отличающиеся данные длиннобазной модификации). Общие данные: колесная формула 6X4: масса шасси с кабиной — 8480 (8580) кг; полная масса — 32 500 кг; наибольшая скорость — 97 км/ч; запас топлива — 150 л; шины — 1200—20. Размеры: длина—8125 (8575) мм: ширина — 2483 мм: высота — 2773 мм; база — 3975 (4575) + 1350 мм. Двигатель: тип — дизельный, четырехтактный, с турбонаддувом; число цилиндров — 6; рабочий объем — 12 000 см3; мощность — 242 л. с./178 кВт при 1800 об/мин. Трансмиссия: сцепление — сухое, однодисковое: коробка передач — 9-ступенчатая («ЦФ») или 8-ступенчатая («Берлие»); главные передачи — одноступенчатые: колесные редукторы — планетарные; передаточные числа — 8.31, или 6.83. яви 8.20; межосевой и межколесные дифференциалы — блокируемые. Подвеска: передних колес — зависимая, задних — балансирная.

БЫСТРАЯ «ГАЗЕЛЬ

Еще не так давно рынок автомобилей спортивного типа был вотчиной европейских фирм — английских, западногерманских, итальянских. Сегодня положение иное: японские фирмы ожесточенно соперничают не только с ними, но и друг с другом. Так, недавно выпущенная «Ниссан-газель» — прямой конкурент (или аналог) модели «Тойота-селика». Как и «Селика», «Газель» имеет два варианта кузова: двухдверное купе и так называемый лифтбек («поднимающийся задок») — купе с люком в задней части (на фото). Характерная деталь внешности — убирающиеся фары, которые нередко встречаются на таких моделях.

Большего интереса заслуживает, однако, двигатель: его системы впрыска топлива и зажигания имеют единый электронный блок управления, а на каждый цилиндр установлено по две свечи зажигания — в верхней части камеры сгорания и сбоку. Этим достигается более полное сгорание смеси, а значит, лучшие показатели экономичности и токсичности. В остальном конструкция машины вполне традиционна, включая и привод на задние колеса,

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «НИССАН-ГАЗЕЛЬ». Общие данные: число дверей — 2; число мест — 2+2: снаряженная масса — 1100 или 1080 кг; наибольшая скорость — 185 км/ч; запас топлива — 53 л; шины — 185/70 HR14. Размеры: длина — 4350 мм: ширина — 1680 мм; база — 2425 мм. Двигатель: число цилиндров — 4; рабочий объем — 1974 см3; степень сжатия — 8,5; мощность — 106 л. с./78 кВт при 5200 об/мин; клапанный механизм — ОНС. Траисмиссия: сцепление — сухое, однодисковое: коробка передач — механическая пятиступенчатая (3,592; 2,057; 1,481; 1,000: 0,813) или автоматическая; главная передача — 3,700. Подвеска: передняя — независимая, типа «Мак-Ферсон», задняя — зависимая, на продольных рычагах в пружинах. Тормоза: передних колес — дисковые, задних — барабанные. Рулевое управление — реечное.

Предприятие «Авиа» (ЧССР) модернизировало выпускаемые им малотоннажные грузовики «А20» и «АЗО». У машин, получивших индексы «Л21» и «А31», увеличена мощность двигателя с 80 л. с/ 59 кВт до 83 л. с/61 кВт, установлены новый топливный насос, пятиступенчатая коробка передач. Повышена комфортабельность, активная и пассивная безопасность.

В нынешнем году чемпионат мира по кольцевым мотогонкам впервые разыгран на мотоциклах класса 80 см3, заменивших- 50-кубовые. Мощность двигателей — 27—30 л. с/20—22 кВт при 13 800 — 14 800 об/мин, масса машин — 59—62 кг, в том числе двигателя — 13— 14 кг.

МИКРОАВТОМОБИЛЬ «ДОНГО»

Городской автомобиль — компактный, маневренный, легкий, экономичный занимает сегодня умы не только заводских конструкторов, но и создателей «самоделок». Педагог из Дьера (ВНР) Имре Донго решил бросить вызов именитым дизайнерам и построил весьма изящную двухместную машину для, как он сам выразился, городского сообщения. В ее конструкции использованы многочисленные узлы и агрегаты серийных автомобилей и мотоциклов.

Машина И. Донго, изготовленная в единственном экземпляре, снабжена 125-кубовым мотоциклетным мотором. Автомобиль, рассчитанный на двух человек, имеет высоту и ширину 1,2 метра, а длину — около 3 метров. Его наибольшая скорость — 60 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — 4 л/100 км. Следует отметить, что примерно такие же показатели имела советская трехколесная мотоколяска С—1Л для инвалидов, выпускавшаяся в 1952—1955 гг.

СПОЙЛЕР В ДВА ЭТАЖА

«Двухэтажный» задний спойлер выглядит весьма необычно даже на общем фоне своеобразной архитектуры «Форда-сьерры-Икс Р4» (о других модификациях — см. «За рулем», 1983, № 8). Можно, конечно, спорить о том, насколько эта деталь украсила машину, но трудно возражать против ее целесообразности: ведь форма спойлера выбрана после длительных аэродинамических исследований.

Спортивный вариант «Сьерры» оснащен V-образным шестицилиндровым мотором (2792 см3, 150 л. с/110 кВт при 5700 об/мин) с системой впрыска бензина «Бош-К-Джетроник». При массе 1170 кг он разгоняется с места до 100 км/ч за 9 секунд и развивает максимальную скорость 208 км/ч.

Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий