Погоня

10 НОЯБРЯ — ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ

В два часа ночи на перекрестке возле станции метро «Новые Черемушки» патрульная машина ГАИ притормозила рядом с белыми «Жигулями». Вот уже светофор зажег зеленый свет, а белая «шестерка» не трогается. Что там мешкают? Александр Кучерук бросил взгляд на номерной знак: ясно — машина с Кубани. Может водитель не знает, куда ехать? Если так, почему не обратится за помощью к инспектору ГАИ? Стесняется? Такое бывает.

— Водитель «Жигулей», примите вправо и остановитесь!

Александр Кучерук подошел, представился, попросил предъявить документы.

— Пожалуйста, — водитель держится спокойно, уверенно. — Вот удостоверение, техпаспорт.

Все в полном порядке. Только почему так нервничают трое пассажиров, суетятся, отворачиваются, пряча лица?

— Значит, гости Москвы? — приветливо говорит Кучерук. — Очевидно, не знаете, как проехать? Поможем. Вам куда?

— В Чертаново.

— Ясно. Ехать вам лучше всего по такому маршруту…

И Кучерук так обрисовал маршрут, что и захочешь заблудиться, не сможешь. Вернул документы — они подлинные, без сучка, без задоринки, пожелал счастливого пути. Так и расстались.

Александр и его напарник Владимир Богданов несколько минут ехали молча и думали, видно, об одном.

— Володя, не фарцовщики ли?
— Во всяком случае, сомнение есть…

Но разве можно задерживать человека, если у тебя лишь одни сомнения? Что пассажиры предпочитали оставаться в тени, в том криминала нет. Может настроение у людей неважное, может скромные очень.

Патруль продолжал нести ночную вахту…

Мартовские рассветы — холодные и ветреные. Богданов взглянул на часы, сказал устало: «Пять. До конца смены — сто восемьдесят минут». На Балаклавском проспекте появились уже первые рейсовые автобусы. Инспекторы ехали не торопясь, еще темно. Напротив конноспортивного комплекса в Битцах увидели красные «Жигули» без габаритных огней. Случается, забывают включить. Посигналили светом — водитель не понял. Пришлось развернуться, догнать. Поравнялись на одно только мгновение и увидели за рулем… того, кому три часа назад рассказывали, как доехать до Чертанова. Больше в машине никого не было.

— Примите вправо, остановитесь. Просыпающийся проспект слышит голос Кучерука.

Все слышат — и первые прохожие, и водители первых автобусов, и лес откликается эхом: «Остановитесь!» Только водитель красных «Жигулей» «не слышит». А кто это позади? Крадучись, за автобусом идут… белые «Жигули» с краснодарским номером, те самые. Инспекторы заметили их, но до поры до времени этого не показывают.

Водитель за рулем красных «Жигулей», пряча лицо, наращивает скорость. Кучерук не отстает, смотрит на спидометр: сто двадцать. Снова приказывает остановиться. Еще и еще. Все напрасно. «Жигули» впереди на красный свет пролетают Симферопольский проспект и удаляются в сторону Варшавского шоссе.

Кучерук в зеркало заднего вида не забывает бросить взгляд на белые «Жигули». Богданов передает срочную информацию по радио на все посты. Преследование продолжается. Но тут Кучерук решает изменить тактику: отпустить пока красные «Жигули» и взять в клещи белые. На улицах все больше пешеходов, и уходящий от погони может сотворить такое — страшно подумать, на дороге местами лед. Это, во-первых. Во-вторых, перед ними наверняка угнанная машина, и ее во всех отношениях желательно сохранить. В-третьих, белую «шестерку» взять сподручнее, а в ней соучастники угона, и если уж разобьют они автомобиль, так свой и по своей вине.

Крикнули водителю автобуса, чтобы перегородил дорогу. Сами с другой стороны отрезали пути возможного бегства. Владимир Богданов подбежал к «Жигулям» сзади, а Александр — слева и, просунув в оконный проем передней дверцы руку, резко вывернул руль вправо.

Казалось, можно перевести дыхание. Однако машина ударилась колесом о бордюрный камень и, словно под действием мощной пружины, отлетела на дорогу. Руль вырвался из рук Кучерука, его швырнуло на разделительный газон. Теплый полушубок спас от переломов. Разгоряченный погоней, Александр не обратил внимания на боль, снова ринулся к «Жигулям». Тем временем их водитель включил передачу, рванул назад. Богданов едва успел отскочить. Затем машина резко ринулась вперед, перелетела через барьерный камень, через газон…

Когда беглеца удалось настичь, он бросил машину, перемахнул через ограду у школы и побежал в сторону жилого массива. Александр — за ним, тоже через забор. Догнал. Вдруг из-за угла здания  вышел водитель красных «Жигулей». Конечно, это было неожиданно. Один угонщик схватил Александра за портупею, другой попытался вцепиться сзади. Приемом самбо инспектор уложил одного, другой кинулся прочь. Александр выстрелил в воздух. Богданов, подоспевшие таксисты и прохожие помогли задержать и другого.

Угнали автомобиль. Об этом говорят много. У сослуживца взломали гараж, угнали «Волгу», так и не нашли… Сосед купил «Жигули», поставил под окнами, утром выходит — ни одного колеса… Пообедал, выхожу из столовой, а «Москвича» след простыл…

Иногда рассказывают с юмором. Мол, увели машину, а ключик-то вот он… Улыбка часто сквозь слезы. Вам не доводилось слышать такие разговоры? С обязательным добавлением: куда смотрит милиция?

В какой-то мере рассказ об одном дежурстве старшего инспектора Александра Кучерука и его товарищей из отделения ГАИ Севастопольского района столицы, а таких эпизодов немало в биографиях Николая Баврилина, Владимира Михалюка и других, отвечает на этот вопрос.

М. ЛЬВОВ

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий