Без аккумулятора

СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТА 

Возможна ли эксплуатация 12-вольтовой ЯВЫ без аккумулятора? Многие владельцы ее ответят однозначно: нет, это невозможно, и будут по-своему правы. Ибо широко применяемый в системах электрооборудования генератор переменного тока не обладает свойством самовозбуждения и потому не обеспечивает пуск двигателя без дополнительного источника электроэнергии. Но таким источником может быть не только аккумуляторная батарея, а стало быть без нее можно эксплуатировать мотоцикл.

Альтернативные источники электроэнергии издавна находятся в поле зрения мотоциклистов. Однако все рекомендации, приводившиеся в печати, касались только 6-вольтовых систем. С появлением же современной, более мощной 12-вольтовой электрики и в условиях острой нехватки аккумуляторов вопрос об альтернативе стал актуальнее.

Наиболее приемлемым в отношении компактности, доступности, удобства размещения в штатном отсеке и характеристик представляется вариант соединения в батарею нескольких сухих элементов типа 3336 «Планета-2». Можно использовать и элементы типа «373», но тогда количество батарей возрастет втрое, увеличатся габариты и масса блока. Это хорошо видно из таблицы?

Все элементы соединяются между собой в блоки последовательно-параллельным способом, так чтобы на общих выводах трех крупных блоков получалось 13,5 В . Выбор именно 18 батареек как минимально необходимого количества не случаен. И вот почему. При пуске двигателя ЯВЫ в электрическую сеть от источника питания потребляется ток до 4,2 А. Это его максимальная величина, расходуемая собственно системой зажигания и обмоткой возбуждения генератора. Отключение последней на время пуска существенно снижает потребление тока, до 2,6 А, что особенно важно при использовании батареек вместо аккумулятора.

Чтобы обеспечить все потребители необходимой энергией, нужна достаточная емкость источника тока. Три блока по шесть элементов ее создают. При меньшем их количестве емкость недостаточна. Это подтверждается проверками: при включении зажигания напряжение в сети падает до 8 — 9 В, и надежность пуска двигателя рычагом кикстартера становится сомнительной. Отмечу, что по результатам тех же проверок устойчивый пуск от рычага происходит при напряжения в сети не менее 10 В (все потребители электроэнергии при этом запитаны). Большее количество элементов питания, разумеется, улучшит условия пуска, но размеры штатного отсека не позволят разместить блоки под седлом.

Другой существенный момент в использовании сухих элементов — возможность их подзарядки. Собственно, от того, как протекает этот процесс, в течение какого времени, сколько циклов выдерживают батарейки, зависят ресурс и частота замены элементов.
Проведенные вне электросистемы мотоцикла испытания показали, что элементы принимают заряд и выдерживают до 30 циклов «разрядка—зарядка». При этом каждый цикл, представляющий собой разряд током 1р = 3 А с последующей зарядкой (1з = 1—1,2 А), продолжался 0,8—0,9 часа. Последние несколько циклов сопровождались слабым нагревом отдельных батареек, что указывало на выработку их ресурса.

Если перевести результаты подобных ускоренных испытаний на реальные условия эксплуатации (то есть в составе электрооборудования мотоцикла), то, по расчетам, ресурса блоков должно хватить на шесть-семь месяцев при ежедневных поездках. Эксперимент «на натуре» начался у нас поздно и длился три месяца, в будущем сезоне он будет продолжен. Результаты его обнадеживают и позволяют сформулировать некоторые рекомендации по применению блоков сухих элементов 3336 «Планета-2» вместо аккумулятора в мотоциклах ЯВА-638 уже сейчас.

Во-первых, время пуска двигателя должно быть как можно более коротким (до 2—3 секунд), что вполне реально при правильно отрегулированных системах питания и зажигания. При этом целесообразно выключать даже на это короткое время обмотку возбуждения генератора, с тем чтобы уменьшить потребление тока.

Во-вторых, необходимо обеспечить положительный баланс разрядно-зарядного процесса, особенно при езде в городе. Сделать это нетрудно, установив обороты холостого хода порядка 1500— 1600 об/мин, при которых происходит устойчивый подзаряд током 0,4—0,6 А. На расход топлива повышенные обороты холостого хода существенно не повлияют, зато мощный генератор будет обеспечивать электроэнергией потребителей и на холостом ходу при торможениях и остановках.

И, наконец, в-третьих, нелишним будет введение выключателя, размыкающего обе цепи (« + » и «—»), идущие от блоков элементов в систему, что позволит избежать случайного разряда батареи, когда мотоцикл стоит.

В заключение хотелось бы отметить еще одно обстоятельство. В свободной продаже появилась батарейка «Varta», имеющая те же характеристики, габарит и массу, что и «3336». Думается, что ее применение столь же обоснованно. А надежность и долговечность будут даже несколько выше. Разумеется, все сказанное в полной мере относится к любой 12-вольтовой батарейной системе электрооборудования.

Элемент

V нач

Vkoh

Время

разряда, ч

Размеры,

мм

Масса,

г

Минимально

необходимое

количество,

шт.

3336 373

4,5 1,5

2,5 0,75

0,9—1,0 0,6—0,7

63X22X67

0 34X61

115 150

18

54

г. Москва    В. ПЕРЕДЕРИЙ

Журнал «За рулем» 3, март 1990 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий