У каждой марки автомобиля есть свое «родимое пятно», которое автолюбители стараются вывести или хотя бы уменьшить до приемлемых, по их мнению, размеров. У «москвичей» с мотором М—412 такое пятно — затрудненный пуск после долгой стоянки. «За рулем» уже не раз публиковал предложения читателей на эту тему (1978, № 10; 1981, № 1; 1983, № 8), но в них рассматривались либо дополнительные средства, устанавливаемые на машину, либо частично решающие проблему переделки.
Кандидат технических наук В. ЕГОРОВИЧ предложил проверенную им на своей машине модернизацию бензонасоса, которая позволяет надежно пускать мотор после продолжительного бездействия.
Причина, вызывающая трудности с пуском двигателя у «Москвича—2140», проста. Когда нарушается герметичность клапанов в топливном насосе, бензин самотеком уходит из трубопроводов и насоса в бензобак, который расположен намного ниже. Но даже если клапаны будут в идеальном состоянии, то условия для стекания бензина в бак сохранятся. Дело в том, что штуцер, по которому топливо подается в насос, находится ниже всасывающего клапана, который во время стоянки остается сухим.
Чтобы насос надежно выполнял свои функции, необходимы два условия: полная герметичность клапанов и постоянное пребывание всасывающего клапана в среде топлива.
Герметичность, а значит и работоспособность клапанов проверяют прямо на машине, пользуясь несложным приспособлением из какой-нибудь рейки достаточной длины, чтобы она хорошо стояла в моторном отсеке, возвышаясь на метр над бензонасосом. На высоте 850 мм над насосом к рейке надо прикрепить небольшую емкость, хотя бы стеклянную банку, в которую можно опустить конец резиновой трубки, идущей от выпускного штуцера бензонасоса. На впускной штуцер тоже надевают резиновую трубку и свободный конец ее опускают в байку с бензином. Насос приводят в действие рычагом ручной подкачки. Если его клапаны в нормальном состоянии, то через двадцать качков бензин пойдет в верхнюю емкость, расположенную на высоте 850 мм.
Можно проверить качество уплотнения клапанов и при помощи приборов. Максимальное давление, развиваемое насосом при закрытом клапане в поплавковой камере, должно составлять 225—275 мм рт. ст. (0,297—0,361 кгс/см2), а разрежение на всасывающей стороне насоса — не менее 400 мм рт. ст. (0,526 кгс/см2). Когда насос не обеспечивает эти условия, его разбирают и ремонтируют.
При разборке насоса обратите внимание на состояние привалочных поверхностей корпуса и головки, между которыми зажимается диафрагма. Из-за чрезмерной затяжки винтов они могут быть деформированы. В таком случае их надо притереть.
Герметичность клапанов нарушается в паре «клапан—седло». Для обследования деталей и устранения повреждений корпуса клапанов выпрессовывают из головки. О Том, как притереть клапаны, подробно рассказал ленинградский автолюбитель Я. Тувельман («За рулем», 1978, № 10).
Перед запрессовкой клапанных корпусов на свои места проверьте упругость надеваемых на них пружин. Сжатая до высоты 5,5 мм пружина должна развивать усилие 15±2 гс. В собранном виде расстояние от торца корпуса клапана до обоймы должно быть 1,5±0,1 мм (рис. 1).
Выполнить второе условие — постоянное пребывание клапанов в среде бензина — можно, изменив расположение подводящего штуцера. Для этого его устанавливают на крышке насоса над всасывающим клапаном, как показано на рис. 2. Разумеется, штатный штуцер выворачивают из головки насоса и на его место ставят заглушку с такой же резьбой. На рисунке приведены лишь основные размеры нового штуцера. Остальные каждый автолюбитель, решивший модернизировать насос, выберет сам, исходя из имеющихся у него возможностей изготовить штуцер.
Модернизированный таким образом насос в паре с карбюратором 412-2101 (2101-1107010-11) на моем автомобиле служит более двух лет. Наибольшее время стоянки, после которой мотор надежно пускался без каких-либо дополнительных работ, в моем опыте не превышало одного месяца. Определить максимальный срок мне не удавалось, да, наверное, это практически и не нужно.
Конечная цель каждой самодеятельной разработки — создание удобств применительно к своему режиму эксплуатации машины.
Автомобиль на платформе
Многих автолюбителей-северян обстоятельства вынуждают при поездках в отпуск отправлять машины до крупных городов в центральных районах страны по железной дороге. Естественно, их беспокоит надежность крепления машины на платформе, они хотели бы заранее подготовить ее к этому путешествию. «Как правильно закрепить машину, какие приспособления нужны для этого?» — спрашивает от имени группы автолюбителей из города Лабытнанги Тюменской области Ю. Карягян.
Отвечают специалисты Волжского автомобильного завода.
Закрепить «Жигули» на платформе можно по схеме, показанной на рис. 1. Для этого под все четыре колеса с наружных по продольной оси сторон автомобиля устанавливают и прибивают к полу гвоздями длиной 120 мм деревянные колодки. Их высота 60—80 мм, ширина 120—160 мм и длина 250— 300 мм. Колодки могут быть полукруглой или треугольной формы.
Чтобы автомобиль не смещался в боковом направлении, его фиксируют растяжками из проволоки диаметром 5 мм. Один конец растяжки крепят к полу платформы, второй — за специальную скобу, укрепленную на колесе двумя болтами.
Журнал «За рулем» 10 • Октябрь 1984 Цена 1 руб.