КРИГЕР А. М. (1910—1984)
Известный советский автомобильный конструктор, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Член КПСС с 1955 года. Окончив в 1931 году Московский автотракторный институт имени М. В. Ломоносова, работал с 1932 года на ГАЗе конструктором, руководителем конструкторской группы, начальником КБ шасси, заместителем главного конструктора. С 1948 года — главный конструктор КАЗа, а с 1954 по 1982 гг. — главный конструктор ЗИЛа. При его участии созданы автомобили ГАЗ—M1, ГАЗ—11-73, ГАЗ—20, ГАЗ—51, ГАЗ— 63. Под руководством А. М. Кригера спроектированы автомобили КАЗ—585, КАЗ—600АВ, ЗИЛ—157, ЗИЛ—127, ЗИЛ—158, ЗИЛ—164А, ЗИЛ—130, ЗИЛ—131, перспективная модель ЗИЛ—169, семейства машин КамАЗ и двигатели ЗИЛ—130, ЗИЛ—138, ЗИЛ—645. Трижды (в 1943, 1947 и 1967 гг.) удостоен звания лауреата Государственной премии. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями.
Кригер на работу приезжал на «Волге». Служебной, но без шофера — сам за рулем. Считал, что главному конструктору автомобильного завода не место рядом с водителем. С автомобильной промышленностью Анатолий Маврикиевич был связан пятьдесят лет — полвека. Начинал конструктором, был начальником КБ, заместителем главного, главным конструктором на двух заводах. И при этом, вдумайтесь только, принимал участие в создании горьковских легковых машин и грузовиков, а начиная с 1948 года руководил созданием кутаисских самосвалов, всех автомобилей ЗИЛ и также проектировавшихся на ЗИЛе трех семейств КамАЗов. Да, Анатолий Маврикиевич за полвека приложил руку к очень большому количеству моделей, ежегодно выпускавшихся десятками и сотнями тысяч экземпляров.
Когда он работал над очередной новой конструкцией, несгибаемо претворял в действительность свои идеи, заложенные еще в эскизный проект. Идеи передовые, подчас казавшиеся иным скептикам даже фантастическими. Но, будучи по образу мыслей сугубым реалистом, Кригер на самом деле никогда не пытался «достать журавля в небе». Свое мнение, свои замыслы, средства их реализации всегда весьма обстоятельно и веско аргументировал. И уж если начал борьбу за переход от всем привычного бензина А-66 на более высокооктановый для нового грузовика, то, вне сомнений, каждый знал: так и будет. Он был рьяным сторонником таких новшеств, как руль с гидроусилителем, двухпроводная система привода тормозов, шины переменного давления для автомобилей повышенной проходимости. Нелегко было возражать и спорить с ним: он свободно читал техническую литературу на английском языке, первым узнавал обо всех новинках зарубежной техники, трезво их анализировал. Был высокоэрудированным специалистом — часами пропадал в экспериментальном цехе или испытательном гараже, чтобы досконально знать о машине все.
Кстати, доскональность тоже была его характерной чертой. Анатолий Маврикиевич не терпел неряшливых чертежей, неаккуратно составленных документов, не доведенных до конца работ.
Я бы сказал, что он был максималистом во всем. Наверное, поэтому и скупился на похвалы, на высокие оценки. И к себе, конечно, был строг и требователен. В то же время свое мнение, а аргументации и убежденности ему было не занимать, не навязывал и точку зрения отстаивал тактично, хотя и твердо.
Трудно сказать, где в жизни Анатолия Маврикиевича кончалась инженерная деятельность и начиналась научная. Он всегда интересовался последними достижениями науки. Этот интерес согласовался у него с прикладными целями. И сам старался внести посильный вклад в научную работу, базируясь на своем громадном практическом опыте. В пятьдесят три года А. М. Кригера утверждают заведующим кафедрой «Автомобили и двигатели» завода-ВТУЗа при ЗИЛе. Работая на заводе, он преподает и ведет научные исследования, а в шестьдесят три года защищает докторскую диссертацию и остается на научной работе до последнего дня жизни.
Как сейчас вижу Анатолия Маврикиевича после работы в чертежном зале. Он подолгу задерживался, переходил от кульмана к кульману, склонялся над бумагами, — словом, делал все, что не позволяла успеть текучка. Работоспособность у него была поразительная — он мог трудиться по 12—14 часов в сутки. Обязательный, педантичный и рациональный — таким он был всегда. И когда я встречаю на улице КамАЗ, ЗИЛ—130, ГАЗ—51 или невесть каким чудом уцелевшую «Победу», узнаю в их линиях руку Анатолия Маврикиевича.
А. ЗАРУБИН, ветеран ЗИЛа
Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.