Возможны варианты

Редактор отдела спорта, туризма, массовой работы журнала В. ЛОГИНОВ выезжал в качестве руководителя спортивных делегаций на этапы кубков: дружбы но кольцевым мотогонкам в ЧССР и по спидвею в НРБ. На этих страницах он делится впечатлениями об этих соревнованиях.

Такая торжественность обстановки, ожидание чего-то захватывающего присущи, пожалуй, больше всего кольцевым гонкам. Еще в пятницу в закрытый парк начинают прибывать автобусы, фургоны, легковые машины с участниками и мотоциклами. За несколько часов он превращается в разноцветный палаточный городок. Хотя посторонним вход сюда строжайше запрещен, зрителей вокруг полным-полно. Да какой же истинный любитель моторного спорта упустит возможность пусть издали понаблюдать, как к судьям из технической комиссии подкатывают один за другим сверкающие всеми красками мотоциклы, услышать разноголосый хор настраиваемых гонщиками и механиками мощных двигателей.

В субботу зрителей, конечно, еще больше. С раннего утра и до вечера тренировка. Это как бы второе предисловие к соревнованиям, и еще более интересное. Здесь можно увидеть в деле гонщиков и машины, оценить их возможности, сделать прогнозы, без которых для многих спорт пресноват. А для участников это последняя возможность проверить машину.

И вот, наконец, воскресенье. Трасса, тщательно умытая поливальными автомобилями, буквально сверкает. Чем ближе старт, тем тише становится на «кольце». Кажется, что и зрители, и судьи говорят шепотом, чтобы не спугнуть торжественность ожидания.

Заняли свои места и тренеры, механики. Проехал судейский автомобиль с флагом — трасса открыта для гонок. Медленно, словно нехотя, подъезжают участники к старту, где арбитры устанавливают их в несколько рядов — каждому здесь отведено место в соответствии с временем, показанным на тренировке. Снова тишина — это готовность номер одни. И вдруг все вокруг взрывается грохотом оживших моторов. Короткая пробежка, бросок в седло рвущегося вперед мотоцикла — и вся кавалькада стремительно скрывается в сизом дыму. Гонка началась! Скорости такие, что даже на длинной прямой не успеваешь разглядеть стартовый номер промелькнувшей с осиным пением машины.

Мне приходилось бывать на многих соревнованиях кольцевиков. И каждый раз как-то по-новому оценивал их несравнимую с другими состязаниями праздничную окраску, сначала внутреннее, скрытое напряжение, а потом бьющие через край эмоции, заставляющие зрителей часами с замиранием сердца следить за событиями на трассе, любоваться искусством мастеров. Думаю, что такие чувства испытал каждый из многих десятков тысяч поклонников спорта, побывавших на трассе в чешском городе Индржнхов Градец, где проходил очередной этап Кубка дружбы. Во всяком случае, как мне показалось, ни один из зрителей не покинул «кольцо» за все восемь часов, что шли соревнования. Это был увлекательный, хорошо поставленный спектакль, где можно было увидеть заезды чемпионата республики, гонку старинных автомобилей и многое другое, к чему всегда неравнодушен человек, близкий к моторам.

Для гонщиков из Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Румынии и Чехословакии старт в Индржихове Градеце был четвертым в Кубке. Для наших — третьим. Начав в Будапеште, выступив затем в Таллине, советская сборная пропустила соревнования на трассе «Заксенринг» в ГДР. Этот вынужденный «отпуск» осложнил положение. По суммарному зачету в классах машин 125 и 250 см3 любого производства мы оказались четвертыми, проигрывая соперникам из Венгрии, ЧССР и ГДР. И лишь в классе 250 см3, где участники выступают на мотоциклах производства социалистических стран, две победы, одержанные в Будапеште и Таллине, позволили советской сборной удержать лидирующее положение.

Этот класс и открывал соревнования в Индржихове Градеце. Нам нужно было закрепить преимущество.

Особый интерес вызывал поединок лидера в личном зачете Л. Бранденбургера из ГДР (68 очков) и шедшего вторым киевлянина А. Галанского (45). Но спора по сути дела не получилось. Сразу же после старта Анатолий развил такой темп, который оказался не под силу никому. Галанского ни с кем нельзя было спутать. Редкого для кольцевиков высокого роста, низко пригнувшись к рулю, он как бы всем телом обнимал рвущуюся по глади шоссе машину. Через пять-шесть кругов Анатолий уже обходил аутсайдеров. В итоге — безоговорочная победа. Средняя скорость, показанная им, — свыше 130 км/ч.

Хорошо в целом выступили и трое других советских гонщиков: П. Коваль — четвертое место, К. Савицкас — шестое, Ю. Рандла — пятнадцатое. Юрий, сын известного в прошлом таллинского мастера «кольца» Ю. Рандлы, тренера-инженера команды, две трети гонки занимал восьмую позицию, но внезапный отказ тормозов заставил его снизить темп. Переволновались мы за него (ведь зачет по всем четырем спортсменам). Молодой Рандла проявил мужество и сумел финишировать, принеся хоть и немного, но такие нужные очки.

А что же Бранденбургер? Он был только девятнадцатым. Галанский по сумме четырех этапов догнал его — у обоих стало по 70 очков. На третье место вышел наш Коваль — 58. В командном зачете разрыв увеличился: СССР — 186, ПНР и Венгрия — по 125, Куба — 66. Следует учесть, что по условиям Кубка каждому гонщику и команде не засчитывается один худший результат из шести входящих в программу соревнований. Так что пропущенный этап не сыграет роли, и, как показывает элементарный подсчет, в этом классе общая победа советской сборной практически не вызывает сомнений.

Не столь успешно складывались для нас дела в заездах на машинах любого производства. Здесь тон задавали гонщики на японских «ямахах», зачастую последнего выпуска. Приходится вновь констатировать, что, несмотря на большую работу производственного объединения ЦК ДОСААФ Эстонской ССР по подготовке кольцевых мотоциклов, выпускаемые ими «Вихур-Ротакс» пока уступают по основным параметрам, исключая экипажную часть, японским машинам.

Определенные надежды мы возлагали на 125-кубовую машину, созданную под руководством заведующего лабораторией спортивных мотоциклов ВНИИмотопрома в Серпухове Е. Беленовского. Они основывались на том, что она была в Таллине третьей. Выступивший на ней Р. Айзстраутс сделал все что мог. Однако на первых кругах у мотоцикла пробуксовывало сцепление, и только тогда, когда неисправность неожиданно исчезла, наш гонщик стал уверенно настигать ушедших вперед соперников. Его шестое место — результат неплохой. Коваль был восьмым. Сильнейший из советских участников в этом классе Л. Тээсалу, шедший, кстати, очень хорошо, не закончил дистанцию (заклинило двигатель). Здесь мы оказались четвертыми, после сборных Венгрии, ЧССР н ГДР. В личном зачете уверенно первенствовал венгр Л. Харшваи (средняя скорость — около 139 км/ч).

Когда ушли на трассу участники заезда на 250-кубовых мотоциклах любого производства, Галанский не смог сдвинуться с места — подвел мотор. И, лишь увидев спины соперников, закончивших второй круг, Анатолий начал гонку. Он обошел половину из них, но в итоге — лишь тринадцатое место. А основная борьба развернулась между К. Юхашем (ВНР), X. Ласо (Куба) и Л. Харшваи (ВНР). В таком порядке они и финишировали. Средняя скорость лидера — 155,6 км/ч. Наши Ю. Раудсик и Ю. Преображенский, думается, сделали все, что было в их силах, но заняли только седьмое и восьмое места. Это дало третий командный результат, вслед на ВНР и Кубой.

Подведем итоги. В классах машин любого производства после четырех этапов положение следующее. 125 см3: ВНР — 220, ЧССР — 166 и СССР — 106 очков; в личном зачете лидирует Л. Харшваи. 250 см3: ВНР — 163, ГДР — 119, ЧССР — 110, СССР — 99 очков; в личном зачете впереди К. Юхаши. По итогам выступлений в двух классах впереди ВНР — 383, далее ЧССР — 276, ГДР — 223, СССР — 205, ПНР — 106 очков. Впереди еще два этапа — в Польше и ГДР, а у наших соперников в итоге будут вычтены результаты худших для них этапов. Так что, как говорят, возможны варианты.

Журнал «За рулем» 11 • Ноябрь 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий