Подтверждение мастерства

Наши раллисты приехали во Вроцлав на «Рейд польский» — шестой этап Кубка дружбы-84 уже недосягаемыми для соперников в суммарном зачете. История этого популярного среди спортсменов социалистических стран соревнования, наверное, не знала столь уверенной поступи одной команды. На пяти предыдущих этапах советская сборная три раза была первой (в СССР, ГДР, Болгарии) и дважды второй (в Венгрии и Румынии). И вот предпоследний в нынешнем сезоне кубковый старт.

«Рейд польский» — одно из старейших в Европе соревнований (в этом году он проводился в 41-й раз). Уже много лет наряду с Кубком дружбы здесь разыгрывается этап чемпионата Европы среди водителей. Нынешний «Рейд» представлял собой 1000 километров трассы, из них 187 километров приходилось на долю скоростных участков, где автомобили развивали до 220 км/ч. Очень высокие средние скорости задавались и между пунктами контроля времени. Это потребовало исключительно четкой и быстрой работы сервисной службы.

Всего во Вроцлаве стартовало 57 экипажей из 18 европейских стран и один из Нигерии. В большинстве на очень мощных (в пределах 250—320 л. с.) автомобилях «Мазда-РХ-7-турбо», «Ниссан-турбо», «Форд-эскорт-спорт», «ФИАТ-абарт-турбо», «Рено-5-турбо» и других известных в ралли марках. Конечно, по сравнению с «ладами-ВФТС-1600», подготовленными вильнюсской фабрикой спортивной техники на базе модели «2105», на которых выступали советские спортсмены, эти машины при скоростном характере «Рейда польского» имели заметное преимущество.

Но, забегая вперед, отметим, что из 25 экипажей, достигших финиша, большинство было все-таки на «ладах», в том числе три из нашей национальной команды.

Это случилось на одном из первых участков, сразу же за городком Ядловик. Вечерело. Накрапывал дождь. Одна за другой уходили со старта спортивные «мазды», «порше», ФИАТы, «форды»… Подошла наша «Лада» с эстонским экипажем Иоелом Таммекой и Антсом Кулгевеэ. Этот дуэт отличается тем, что с первых же километров способен ехать в полную силу. И именно на «Рейде польском» это могло дать некоторое преимущество в, прямо скажем, неравной борьбе с участниками европейского первенства. Иоел под четкую стенограмму Антса вел машину из поворота в поворот. И вдруг на одном из них в лучах прожекторов точно на пути машины высветился брус бордюрного камня. Предпринять что-либо было уже поздно. После удара машину бросило на обочину. Даже беглого осмотра было достаточно, чтобы отпали всякие сомнения — финишировать на этот раз не придется. А соревнования только начались.

Но сходы в авторалли почти неизбежны, и это учитывается формулой проведения соревнований. Недаром командный зачет подводится по результатам трех экипажей из пяти. Неудача Таммеки — Кулгевеэ возложила дополнительную ответственность на оставшихся на трассе. Нужно продолжать борьбу.

Пройдена половина дистанции. Горный скоростной участок «Щитна» с гравийной дорогой. Наш козырь. Здесь, на спусках на первый план выступает мастерство гонщика. И, конечно, надо обладать мужеством и хладнокровием, чтобы не потерять чувства меры. На этом спецучастке нас поджидала новая неприятность: сошел опытный экипаж В. Соотс — Т. Путмакер.

Теперь оставшимся трем нужно было закончить дистанцию во что бы то ни стало. Надежность С. Вуковича — А. Звингевнца и В. Московских — А. Гирдаускаса, за плечами которых многолетние выступления в самых сложных соревнованиях, не вызывает сомнений. А вот талантливые, но еще не обстрелянные Э. Тумалявичус — П. Видейка из Литвы только дебютируют в международных ралли. Но и им удалось мастерски решить сложную задачу «компромиссной» езды, когда нужно тонко чувствовать золотую середину между сверхнадежной ездой и высокой скоростью. Их шестое место в абсолютном зачете этапа чемпионата Европы и четвертое в Кубке дружбы показало, что перспективный экипаж уже приблизился к уровню лидеров сборной.

После финиша Эугений Тумалявичус говорил так: «Достичь такого результата нам во многом помогли тренировочные сборы в Каунасе, где мы получили очень нужные современному раллисту навыки в технике управления автомобилем на шоссейной трассе. В Польше они были как нельзя кстати. И еще во многом помогла четкая работа сервисной службы. Согласитесь, если бригада механиков успевает за полторы минуты обслужить автомобиль и заменить все колеса, а при необходимости за восемь минут снять неисправную и поставить новую коробку передач, — с такими ребятами просто как-то неудобно проигрывать».

После финиша наши волнения окупились сторицей. Советские раллисты показали в «Рейде польском» выдающийся результат. На этапе первенства Европы они оказались первыми как в национальном, так и в заводском и клубном зачетах. В личной абсолютной классификации С. Вукович — А. Звингевиц уступили лишь шведам И. Карлссону — Б. Мелландеру, выступавшим на 320-сильной «Мазде-РХ-7-турбо». У В. Московских и А. Гирдаускаса четвертое место, Э. Тумалявичуса и П. Видейки, как говорилось, шестое. В Кубке дружбы советская сборная вновь была вне конкуренции. Наши экипажи в том порядке, в каком они названы, заняли в абсолютном зачете соответственно первое, третье и четвертое места (на второе вышли польские спортсмены А. Копер — К. Геборыс на «Рено-5-альпин»). Успех полный, достойный победителей Кубка дружбы.

В. НЕСТЕРОВ, руководитель советской делегации

ПНР, г. Вроцлав

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий