Сегодня уже мало кого надо убеждать периодически балансировать колеса автомобиля. Практически почти на каждой СТО есть стенды, позволяющие быстро и точно выполнить эту операцию. Когда же есть желание или необходимость отбалансировать колесо в гараже, многие автолюбители применяют приспособление, предложенное В. Белугиным в декабрьском номере «За рулем» 1978 года, которое позже стало изготавливать промышленность.
Автолюбитель В. ВЕРЕТЕННИКОВ из г. Заполярный Мурманской области придумал другое приспособление, более удобное в работе, чем прежнее. Предоставляем ему слово.
Несколько лет назад по чертежам, опубликованным в журнале «За рулем», я изготовил приспособление для балансировки колес «жигулей» методом «волчка». Пользовался им, но удовлетворения не находил. Позднее подобное приспособление приобрел в магазине. Оно не очень удобно в работе. Центральный стержень стопорится во фланце посредством винта. Чтобы изменить его положение, необходимо снять колесо с опоры. В процессе балансировки эту операцию приходится повторять неоднократно, добиваясь желаемой чувствительности прибора. Если опоры расположены близко к центру тяжести колеса или ниже него, колесо неминуемо перевернется и свалится с опоры. Другое неудобство в том, что устранять дисбаланс приходится пробным подбором, притом слишком приблизительно, балансирных грузиков. Однако, поднаторев, преодолевая эти неудобства, можно добиваться удовлетворительных результатов статической балансировки.
Что же касается динамической балансировки согласно приведенной в инструкции методике, то здесь достичь чего-либо полезного практически невозможно. При попытке раскрутить колесо до 70—100 оборотов в минуту оно срывается с опоры вместе с приспособлением. Но и благополучно раскрученное колесо не обеспечивает каких-либо закономерных колебаний центрального стержня приспособления. Здесь и практика не помогает. Таким образом, приходится пользоваться приспособлением только с целью статической балансировки.
Но недавно для этого я придумал свое устройство, которое основано на методе вывешивания.
Приспособление изображено на рисунке. Оно состоит из опорного фланца 3 и сочлененного с ним посредством резьбы центрального стержня 2. К стержню за проушину крепится гибкий элемент 1 (капроновый шнур, проволока, цепь и т. п.). На стержень установлена контровочная гайка 4. Она может находиться под опорным фланцем или над ним.
Для балансировки приспособление опорным фланцем с наружной стороны вставляют в центральное отверстие колеса и посредством гибкого элемента подвешивают на удобной высоте. Дают успокоиться колесу. Уравновешенное, оно займет горизонтальное положение. При наличии дисбаланса оно наклонится в сторону более тяжелой части. Угол наклона при этом находится в прямой зависимости от величины дисбаланса и в обратной — от расстояния «а» между сочленением гибкого элемента со стрежнем 2 и центром тяжести колеса. Не снимая колеса с подвески, изменяют это расстояние и вращением стержня за его головку регулируют чувствительность устройства. Таким образом добиваются высокой точности балансировки. Контргайка при этом может быть снята со стержня 2, так как ее прямое назначение — фиксирование (если понадобится) однажды установленной чувствительности приспособления.
Здесь колесо не может перевернуться или упасть, а значит исключаются травмы.
Если нижний конец центрального стержня в моем приспособлении сделать заостренным, им можно пользоваться как известным «волчком». Так что у автолюбителей освоивших его, будет возможность постепенно «переквалифицироваться» и сравнить оба метода.
К мучительной и низкокачественной динамической балансировке, я считаю, не стоит прибегать, так как ощутимый динамический дисбаланс в практике встречается очень редко.
Недавно я усовершенствовал свое приспособление, снабдив его уравновешивающей рейкой с перемещающимся грузом, что позволяет сразу определить величину дисбаланса в граммах. Оно, конечно, сложнее в изготовлении, но оправдывает себя, когда надо отбалансировать много колес. Такое приспособление по силам любому заводу. Со своей стороны готов предоставить чертежи.
Высылать чертежи всем желающим я, понятно, не имею возможности.
Журнал «За рулем» 12 • Декабрь 1984 Цена 1 руб.