Суббота, 18.08.2018
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал «За рулем»

Профи из «КАМАЗа»

Лихие парни, готовые за большие деньги на потребу публике и ради прибылей могущественных магнатов рисковать своей жизнью на гоночных трассах. Согласитесь, еще недавно так мы и представляли себе профессиональных спортсменов. И вот у нас в стране создан первый профессиональный спортивный клуб — «КамАЗ». Его появление вызвало бурную реакцию в спортивных кругах.

Одни восторженно приветствовали первопроходцев за то, что те осмелились бросить вызов сложившейся, привычной системе нашего автомотоспорта. Другие, наоборот, сочли их выскочками, Ну а что же на самом деле?

Всего два года назад никакого профессионального клуба не было. Молодые ребята, в основном работавшие на КамАЗе, решили организовать производственный кооператив по переработке экологически вредных отходов. За трудностями, которых с избытком хватает в любом новом деле, не забыли они о своем главном увлечении — автомотоспорте, Задумали часть заработанных средств пустить на содержание при кооперативе своей, как бы штатной, спортивной команды. Вряд ли из всего этого получился бы профессиональный клуб, если не пример футбольных хозрасчетных клубов, того же киевского «Динамо».

Не все, однако, оказалось так просто, как это виделось из Набережных Челнов. Серьезные затраты на содержание команды, спортивной базы, детской школы никак не могли окупиться поступлениями от продажи билетов. Требовались иные решения. Динамовцы, например, сумели создать хозрасчетные производственные участки по изготовлению спортивной формы, сувениров и тем самым обеспечить приток определенной части средств, причем в течение всего года, а не только футбольного сезона.

Через подобные трудности предстояло пройти и камазовцам. Но зато появилась возможность сделать клуб хозрасчетным на принципе самофинансирования,

Клуб назвали «КамАЗ», в честь родного предприятия. И отношения между тезками — заводом и клубом сложились вполне деловые. Как говорил мне директор научно-технического центра производственного объединения и одновременно президент ПСК С. Якубов, клуб не получает на свое содержание ни копейки государственных средств. Это равноправный с заводом партнер. Он арендует производственные мощности, а завод, кроме денег за аренду, получает отличную рекламу. Спортсмены ПСК всюду выступают с его эмблемой, а значит, работают на авторитет фирменной марки.

Уже на первых порах из заработанных средств клуб вложил в спорт около 400 тысяч рублей. Закупили добротную технику — те же итальянские кроссовые мотоциклы «Каджива» за валюту, выплаченную спонсорами, гарантировали тренерам и спортсменам достойную их квалификации оплату, а значит, смогли привлечь в клуб самых авторитетных специалистов. Таких, как заслуженный тренер СССР Ю. Трофимец, который работает с мотокроссменами, мастер спорта международного класса Б. Юдин, в недавнем прошлом заместитель начальника Центрального авто-мотоклуба ДОСААФ СССР, а ныне наставник спидвейной команды. Да и другие тренеры — Н. Радченко, А. Гончарук, В. Распопин имеют немалый опыт работы со сборными страны и РСФСР. Есть известные имена и среди спортсменов. Кроссмены: В. Руденко и В, Казак, мастера гаревой дорожки И. Зверев и В, Трофимов, мотомногоборцы В. Поваров и А. Вахитов, ледовики Р. Мустафин и В. Бибанин. Правда, все чаще раздаются упреки, что «КамАЗ», мол, разоряет другие команды, переманивая гонщиков, Не случилось бы так, что большинство клубов ополчится против него, ратуя за спортивную справедливость. Но виноват здесь не «КамАЗ», а его пока что монопольное положение, которого по здравому смыслу надо поскорее лишить. Иначе говоря, всячески поддержать тех, кто решится последовать за ним.

Создание профессионального клуба не должно стать вызовом нашему автомотоспорту, послужить поводом для разобщения гонщиков. Наоборот, профессионализация способна оказать благотворное влияние, стать мощным стимулом роста мастерства спортсменов, воспитания гонщиков-асов, укрепления их социальной защищенности.

А пока, увы, даже в первом нашем клубе, получившем статус профессионального, не удалось решить многих из этих проблем. Не определено положение гонщика-профессионала, не выработана концепция его прав. Взаимоотношения спортсмена и клуба строятся на основе годичного договора, а не долгосрочного контракта. И говорить о переходе на действительно профессиональный уровень преждевременно. Все это понимают в клубе. Как и то, что большой спорт может и должен приносить прибыль — так считает вице-президент клуба Владимир Горбановский. Некоторый опыт у «КамАЗа» уже накоплен.

Никогда прежде стадион «Строитель» в Набережных Челнах не знал такого наплыва болельщиков, как на товарищеской встрече мастеров ледового спидвея СССР и Швеции, проведенной ПСК «КамАЗ»: 25 тысяч зрителей за два дня. Еще больший успех во время тест-матчей по гаревым гонкам с участием шведов. 11 соревнований за 13 дней и выручка 70 тысяч рублей. Болельщиков в первую очередь, конечно, привлекает умелый подбор участников. Но и лотереи, в которых разыгрывается, скажем, грузовик КамАЗ, и броская реклама, и ценные призы, например автомобиль «Ока», тоже делают свое дело.

И все-таки доходы от спортивных встреч еще не покрывают расходов на содержание команд. Приходится форсировать создание дополнительных хозрасчетных участков. А дело это непростое. Удалось, например, наладить в Черновцах изготовление спортивной одежды и защитных шлемов. В замыслах — создание производства строительных материалов из древесных отходов в Барнауле, организация участка по изготовлению картов класса «Пионер». Кстати, дело тут не только в прибыли. Как считает один из руководителей клуба Виктор Иванович Чмырь, пора уже позаботиться о воспитании достойной смены своим ведущим мастерам и дать интересное занятие мальчишкам. Так что первую партию картов камазовцы решили оставить для своей секции.

Первым всегда трудно. Торить дорогу — это преодолевать сопротивление устоявшихся стереотипов. Проблем хватает. И главная, считают в клубе, — настороженное отношение спортивной общественности и тех, кто по должности занят развитием отечественного мотоспорта. Уж очень необычен клуб по своей структуре. Вот лишь один пример. Его мотокроссмены представляют одну команду, а прописаны в разных городах. При существующем положении камазовские гонщики рискуют вообще оказаться за бортом чемпионатов страны.

Чего же хотят энтузиасты из профессионального клуба от федерации мотоспорта? Отношений партнерства, а не слепого подчинения, руководства через содействие, через заранее определенные нормы взаимоотношений, понимания, что профессиональный клуб открывает новые возможности.

Понятно, мы не призываем к слепому копированию опыта «КамАЗа». От роду клубу чуть больше года, а это, согласитесь, слишком короткий срок, чтобы можно было делать окончательные выводы. Да и в его деятельности немало спорного. Однако стремление камазовцев искать новые пути развития отечественного автомотоспорта, на наш взгляд, заслуживает одобрения.

С. НЕЧАЮК, спец. корр. «За рулем» г. Набережные Челны

Журнал «За рулем» 3, март 1990 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал «За рулем» | Добавил: eastboy (06.01.2011)
Просмотров: 780 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2018 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz