Малыши на горной тропе

Рано или поздно перед каждым из нас встает проблема дефицита общения с детьми. Семейный туризм, помимо укрепления здоровья и развития коммуникабельности у детей, восполняет этот дефицит общения.

Некоторые выезжают с детьми в горы, ставят там базовый лагерь, откуда совершают сложные радиально-кольцевые выходы, оставляя с ребятами «дежурных нянь». При этом реализуются и спортивные планы родителей, и устройство отдыха детей, но в ущерб общению.

Я же хочу предложить не как можно, а как лучше строить семейные путешествия. И если уж вести маленьких ребят в поход, то с ними надо работать «от зари до зари», ведь самим себе они и так предоставлены более чем достаточно времени дома. Они должны быть участниками как бы на равных правах со взрослыми, но с обязанностями, пропорциональными их возрасту, а это непросто в спортивно-познавательных горных или пеших походах с детьми 6—10 лет, которые вместе с родителями входят в состав группы.

Спортивные для такого возраста — означает 1—2-недельные линейные походы с прохождением не более 10 км в день и со всем тем, что бывает во взрослых походах, только при большем удельном весе технических элементов и использованием специального снаряжения: на переправах, снежниках и ледниках, крутых травянистых и осыпных склонах.

Познавательная часть — знакомство с национальной культурой и бытом, природными и историческими объектами. В идеале эти две части должны быть логично переплетены, например, осмотр ледника, ледяных речек и колодцев невозможен без связок, и здесь в равной степени увлекательно и первое и второе. Кстати, именно в горном районе можно сделать очень разнообразный маршрут, чтобы каждый день открывал для детей что-то новое в природе.

Пеший способ передвижения предпочтителен, потому что на байдарке, плоту или велосипеде дети сильно ограничены в движении и не могут работать на равных, то есть они всего лишь пассажиры. В пешем же походе двигательная активность постоянна и равномерна в течение всего дня, у детей все как у взрослых — и рюкзаки, и обязанности, и снаряжение, они сами идут весь маршрут и самостоятельно преодолевают препятствия.

Лучше, чтобы в таком походе приняло участие 6—10 семей, тогда можно организовать интересную развлекательную программу — соревнования, конкурсы, родителей в большой группе получаются легче. Максимальное количество участников зависит от опыта руководителей, но при численности более 20 человек, как показывает практика, группа становится трудно управляемой. Совсем необязательно наличие туристского опыта у всех родителей, достаточно 3—4 опытных туристов на группу из 20 человек.

Но вот вы нашли единомышленников, провели с ними хотя бы 1—2-дневный поход выходного дня, выбрали и подготовили нитку маршрута, собрали все необходимое, стали на учет в КСС и выходите на маршрут. В первый момент после высадки из автобуса становится жутковато, не разбежится ли в разные стороны многоголосая орава одуревших от долгой езды и экзотики детей и взрослых! Но вот минует первый переход, а с ним и первый урок: идем, останавливаемся, играем — теперь все только вместе. Дальше уже легче.

В первый день направляющим в группе должен быть руководитель, либо кто-то из опытных участников. За ним — все дети, слабые чередуясь с сильными, чтобы могли оказывать друг другу помощь (сами, а не родители) на простых препятствиях, а за ними все взрослые. После 30 мин движения — 15—30 мин отдыха. Места для привала лучше выбрать чем-либо примечательные: большой, удобный для лазания камень, бурная речка, водопад, скалы, полянка с цветами. Пусть даже при этом переход будет немного длиннее или короче.

Через 3—4 перехода — трехчасовой обед в каком-нибудь интересном месте: у пещеры, озера, ледника, либо у крутого склона, удобного для проведения соревнования по технике горного туризма. Потом еще 3—4 перехода до ночевки.

Дети быстрее устают эмоционально, чем физически, поэтому надо избегать протяженных монотонных участков, особенно на подъемах. Если шестилетний ребенок после 15 минут подъема по тропе говорит, что устал, это не значит, что у него нет сил, просто ему стало скучно. Такие участки надо разнообразить искусственно: вышли на первый снежный склон — поучились приемам самозадержания, на протяженном снежном участке или леднике — идем в связках со взрослыми, на моренах — изучаем пути движения древнего ледника.

При такой физической ненапряженной программе дневки в чистом виде (для отдыха) не нужны. Удаленные радиальные выходы длиною в целый день тоже нежелательны в целях безопасности. Лучше планировать полудневки, во время которых можно провести, например, соревнования «Веселые старты» или радиальный выход для знакомства с интересным природным объектом, а вечером — концерт или конкурс песен, стихов — кто что может. Надо только учитывать, что во всех соревнованиях могут быть победители, но не должно быть побежденных, и соответственно призы должны получать все участники.

Программы соревнований зависят, конечно, от выдумки и умения родителей. Но, отвечая на вопрос, что больше всего понравилось в походе, все дети, без исключения, ставят на первое место после ледника работу с веревками. Поэтому не бойтесь технической усложненности — дети все схватывают быстрее взрослых, и можно спокойно вводить в соревнования такие элементы, как «обезьянник», спуск спортивный, дюльфером, подъем на жумерах или схватывающих и спуск на лепестках. Такую трассу лучше даже проложить в зоне леса, сначала провести тренировку, а затем соревнования.

Очень важно, чтобы дети чувствовали себя с первого же похода полноценными членами группы. У них должны быть и свои обязанности, как у взрослых, и снаряжение: ботинки — на твердой подошве, ледоруб (даже если родители идут без него) или палка с твердым наконечником, очки-консервы» и страховочная система. Рюкзак обязателен, и собирать они должны его сами. В нем — личные вещи: 1—2 кг для шестилеток, 4—5 кг — для 8 лет. Дети могут, не уставая, нести и больше, но не стоит нагружать неокрепший еще позвоночник.

Обязанности в группе могут быть любые, главное, чтобы их было интересно выполнять. К примеру, костровой следит, чтобы на местах стоянок и привалов не оставалось мусора, собирает его и сжигает; хронометрист отмечает время переходов и привалов, объявляет готовность к выходу; штурман наносит пройденный маршрут на карту. Кроме того, без нажима привлекайте детей к дежурствам вместе с родителями, устройству лагеря. Все это потребует много сил и терпения от взрослой части группы, но удовольствия от похода она получит не меньше.

Такие походы вовсе не ставят задачу приобщения детей с раннего возраста к спортивному горному туризму. Одна из основных целей, помимо изложенных в начале, — расширить кругозор детей, дать им «пощупать руками» все то, что они, живя в городе, могут увидеть только на экране телевизора или на страницах учебника по природоведению.

М. Шабалин, мастер спорта

Журнал «Турист» № 8 август 1989 г.

Please follow and like us:
Pin Share

Добавить комментарий