Все дети любят кататься на велосипеде. Любят за скорость и за то, что с его помощью значительно расширяется округа известных улиц и проселков, дворов и полян. И, конечно, с годами ребята начинают мечтать о скоростных веломашинах и дальних путешествиях, в 10 — 12 лет такие походы уже можно совершать, только не спешите заменить подростковый «Орленок» или универсальную «Каму» на многоскоростной «Турист».
Многоскоростные, или, как часто говорят ребята, гоночные, велосипеды рассчитаны на дороги с твердым покрытием. Им плохо на лесной тропинке, раздробленной корнями деревьев, и плохо на береговой тропке, извивающейся вдоль склонов и скачкообразно пересекающей мокрые овражки. Наконец, в путешествиях главное не расстояние, а смена среды. Поэтому не стоит связывать мечту о велопоходах с мечтой о новом скоростном велосипеде. Лучше положиться на свой старый «велик», проверенный в самых трудных условиях двора, переулка и околицы. Недаром говорят, что старый друг лучше новых двух.
Однако в велопоходе, как и любом другом, понадобится масса необходимых вещей. Если в пешем путешествии все размещается в рюкзаке, то в велопутешествии для размещения снаряжения лучше всего на каждый велосипед прикрепить две металлические или пластмассовые корзины; одну — на руль, другую — над задним колесом. При этом одна из них служит для личных вещей — спального мешка, одежды, а другая — для общественного груза — продуктов или палатки. Стоит взять с собой небольшую канистру для воды. Не для того, чтобы ее постоянно возить с собой, а для того, чтобы, выбрав место ночлега и далеко от водоемов, можно было бы послать за водой дежурных на велосипедах.
В пути колонну должен возглавить неторопливый штурман, а замыкать — капитан со свистком и флагом. Флаг — это не только символ группы, но и яркий предупредительный знак для тех, кто догоняет колонну сзади. Свисток нужен для того, чтобы дать сигнал штурману остановить движение. Если группа большая, то взрослые должны быть равномерно распределены по всей длине колонны, а дети предупреждены о недопустимости их обгона. Это особенно важно при пересечении перекрестков, когда красный свет или движущиеся поперек машины разрывают колонну. В таких случаях решения должны принимать взрослые в середине колонны.
Очень важно, оценив усталость в первый день путешествия, перераспределить тяжелые грузы, но не менять велосипеды, к которым ребята привыкли дома, хотя бы они и существенно отличались (до 10 кг).
Для первого путешествия на 2—4 дня в Подмосковье хорош район Бородинского поля. Там много дорог с относительно небольшим движением транспорта, вдоль шоссе есть асфальтированные дорожки. Много памятных мест для осмотра с хорошими подъездами.
Для более продолжительных путешествий, например на 10—15 дней, целесообразно выбрать Прибалтику. Там исторически сложившаяся хуторская система рас селений имеет разветвленную сеть дорог
Учтите, что движение детских велоколонн под дождем очень опасно. На грунтовых дорогах это ведет к скольжению, наездам и поломкам. А на шоссе брызги обгоняющих машин и плохое торможение ведут к авариям.
Иное дело жара. Ветерок обдувает вас Цепочка спин впереди едущих друзей «держит» вас в строю, и вы движетесь навстречу интересному.
По опыту нашей семьи знаю, что дети 10—12 лет без перенапряжения проходят до 30 км за день с большим перерывом на обед и с частыми остановками для знакомства со старой мельницей или для сбора ягод, купания или экскурсии по сельской усадьбе.
И. МИНАКОВ перворазрядник
Журнал «Турист» № 8 август 1989 г.