Интимная жизнь в прошлом и настоящем

Мужчина и женщина на перепутье любви, эротики и секса

В гостях у журнала Сергей Исаевич Голод — известный ленинградский социолог, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Ленинградского филиала Института социологии АН СССР, автор ряда монографий и публикаций по проблемам семьи, половой морали и проституции. Беседу ведет наш корреспондент Галина Счастная.

— Отношения между мужчиной и женщиной, как диалог полов, палитра полового влечения, по-видимому, всегда были окрашены разными тонами, от высокой неземной любви до голой чувственности. Сергей Исаевич, говоря о любви — духовных, эротических и сексуальных связях мужчины и женщины, как можно определить каждую из них?

Любовь — высшее проявление человеческого духа, мы определяем это понятие как совокупность трех видов влечений: ума, сердца и тела. Первое, связанное с умом, то, что исстари, со времен Платона, называют «агапе» — духовная близость мужчины и женщины. Второе пронизано эротикой, есть единство сердечности, эмоциональности. И третье влечение — телесное. Понятия эротизм и сексуальность не совпадают. Эротизм — элемент созвучия сердечного, эмоциональная сторона отношений между мужчиной и женщиной. Сексуальность сфера непосредственно только физических отношений.

— Пожалуй, самое трагическое, великое и непостижимое в любви — это ее двойственность. По учению Платона, облеченному в метафизическую форму, пол есть результат разрыва в первоначальной человеческой природе, распадения индивидуальности на две половины, любовь есть томительное желание воссоединиться в цельную индивидуальность. В чем же Платон видел различие между плотью и духом в любви?

— Действительно, любовь по своей природе дуалистична. На практике трудно воспринять, как можно в одном понятии «любовь» концентрировать две, казалось бы, противоречивые величины тела и духа. Уже в Древней Греции у язычников любовная культура воспринимается двойственно. Платон в своем учении о полах и любви «Пир» настаивает на различии между Афродитой небесной и Афродитой простонародной. Хотя древняя Афродита из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворенность, она переосмыслена Платоном как небесная, так как произошла от неба — Урана. Афродита Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дианы. Вот отсюда, из этой двойственности, большая любовь для древнего грека-юноши, в прекрасном теле которого рождаются идеи. И воин, который идет на битву, как говорит Платон, во имя идеи, готов на все. Это светлая любовь, желание любить воздушно, духовно. С другой стороны, богиня Пандемос поощряет любовь только пошлую, т. е. физические отношения одного пола к другому, в результате которых никаких идей не рождается, а появляются дети.

— Мифология и религия индуизма были полны откровенной сексуальностью, а в обществе царила строгая мораль, и эротизм в общении людей осуждался. К. Маркс называл индуизм «одновременно… религией монаха и религией баядерки»1. А как уживалось с сексуальностью христианство?

— Христианство и особенно католицизм всегда противопоставляли духовное и материально телесное начало. С одной стороны, христианство считает человека греховным с самого рождения, т. к. он зачат в грехе. Отсюда так называемый иудео-христианский нравственный кодекс. Все добрачные и внебрачные связи считаются аморальными. Более того, даже связи в браке мужа и жены аморальны, если они не преследуют цель деторождения. Только ребенок облагораживает сексуальность. Есть знаменитое послание апостола Павла коринфянам. Апостол Павел говорит о целомудрии, что лучше жить так, как он, девственником, но поскольку люди все равно не могут жить, как он, то, дабы не было блуда, каждый имеет свою жену и каждая — своего мужа.

— Но самой «аскетической и самой чувственной эпохой» Бердяев называл средние века, с В рыцарском культе Прекрасной Дамы… — писал он, — как бы является уже в мире Афродита Небесная»2. Сергей Исаевич, что же такое романтическая, рыцарская любовь, которую так ждут женщины?

— Романтическая культура — романская — это открытая, манифестированная, она переживается всегда на людях. Романтическая любовная культура — внебрачная культура. Рыцарь в Европе никогда не любит свою жену, всегда только чужую. Это связано с особым сословным видом брака. Он заключался во имя продолжения рода, во имя обогащения в 11 —12 лет. Вспомним «Безобразную герцогиню» Фейхтвангера — там брак героини состоялся в 13 лет, а ее супругу было 11. О какой любви тут может идти речь? А потом молодые люди взрослеют, мужают, эмоции прорываются наружу, и рыцарь с гитарой и шпагой поет романсы чужой жене. Он этого не боится. Современный же мужчина, который любит чужую жену, скрывает это. А рыцарь поет даме своего сердца, несмотря на то, что у нее есть муж и он тоже рыцарь — только для другой.

— А какова славянская любовная культура?

Я бы назвал ее интимной. Но интимная, не значит сексуальная. В толковании Даля интимный — близкий, задушевный, искренний, тайный. Так вот, это культура сопереживательная. Когда любят двое, они не показывают третьему своих сопереживаний. Любят глубоко, страстно, но это двое любят. И Бальмонт воспевает интимную любовь, когда говорит:

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Из сонных гроздей венки свивать.
Хочу упиться роскошным телом.
Хочу одежды с тебя сорвать!
Хочу я зноя атласной груди.
Мы два желанья в одно сольем.
Уйдите, боги! Уйдите, люди!
Мне сладко с нею побыть вдвоем!
Вдвоем, без богов и людей…
(Продолжение следует)

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 9, с. 130.

2 Бердяев Н. А. Эрос и личность (Философия пола и любви). М.. 1989, с. 32.

Журнал «Турист» № 8 август 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share

Добавить комментарий