Вблизи БАМа и Байкала

К востоку от северного берега Байкала более чем на 250 км протянулся Верхне-Ангарский хребет, образуя правый борт долины реки Верхней Ангары — одного из крупнейших притоков Байкала. Хребет достигает наибольшей высоты в междуречье Левой Мамы и Правой Мамы, стекающих с хребта на север. Здесь расположены его высочайшие вершины 2 605 м и 2 606 м. Район очень привлекателен для пешеходного и лыжного туризма. Пешеходный маршрут V категории сложности (протяженность 260 км, продолжительность 20 дней) в этом районе, пройденный саратовскими туристами, описывается здесь. По долине Верхней Ангары проложена трасса БАМа. Начальная точка маршрута — станция Ангоя.

Маршрут начинается по долине реки Якчий — правого притока Верхней Ангары Река пересекает трассу БАМа в полукилометре западнее Ангоя. Долина Якчия тянется в северном направлении густой тай гой с буреломными завалами, без троп Двигаться лучше всего вблизи реки ее первым берегом, где имеются едва различимые звериные тропы, обходя по верху встречающиеся прижимы в средней части долины. В ее верхней части лежат три озера.

От последнего (азимут 50°) подъем по крупной осыпи на перевал Якчий (1А, 1 850 м). Путь от станции Ангоя до перевала занимает 3—3,5 дня.

С перевала в долину Кичеры ведет осыпкой склон крутизной до 30° с перепадом высот 250 м. Он приводит к озерцу, видимому еще с перевала. Спуск занимает 1 час. За этим озерцом еще более крутой (до 40°) и протяженный (около 350 м) спуск по травянисто-осыпному склону. После спуска долина круто поворачивает влево и через полтора км приводит к Верхнекичерскому озеру. Обойти его можно правым берегом. Снизу оно подпружено мощной перемычкой, сложенной крупными камнями. По ним нужно спуститься с перемычки не до дна долины Кичеры, а до ложбины между двумя правобережными отрогами, где можно разбить лагерь.

Затем следует пересечь второй правобережный отрог и подняться на перемычку в правобережном склоне долины Кичеры. Эту перемычку можно принять за перевальную седловину, но за ней пологий склон из крупных камней приводит к еще одному озеру, над северной оконечностью которого видна широкая седловина перевала Озерный (н/к, 1 350 м). На седловину ведет поросший кедровым стлаником склон крутизной 35° и протяженностью 60 м, по середине которого по каменным плитам стекает ручей. Вблизи ручья и проходит наиболее удобный путь подъема на перевал.

Перевал Озерный представляет собой обширное заболоченное водораздельное плато. Здесь пролегает водораздел двух великих сибирских рек Енисея и Лены. В четырех км ниже плато в долине реки Левая Мама лежит Мамское озеро, у нижней оконечности которого, на правом берегу, хорошие места для стоянки. Здесь можно устроить дневку.

Дальнейшим путь — в левобережный распадок напротив нижней оконечности озера. В верховьях этого левого притока имеется перевал Эскалатор (1А, 1 860 м). Путь от озера до него занимает 3 часа. Спуск в сторону Кичеры начинается по отрогу слева по ходу. В котловине справа лежит обширное озеро с плавающими льдами. В долину Кичеры ведет крутой распадок с общим перепадом высот около 1 км. По следующему правому притоку Кичеры почти эту же высоту предстоит набрать снова, чтобы преодолеть перевал Зенит (1А, 1 600 м). Перевал представляет собой узкое водораздельное плато, спуск с которого приводит в долину реки Чаи. От места выхода в долину до ее верховий, где в гребне виден узкий «пропил» перевала Г. Я. Седова (1Б, 1 842 м), 7 километров.

Наиболее сложен спуск с перевала в сторону реки Нюсидек, Он проходит по очень подвижной крупной осыпи крутизной до 45° и протяженностью 300 м, в верхней части которой лежит крутой плотный снежник длиной 40 м. По правому берегу долины Нюсидека идти вниз до ее слияния с долиной реки Левая Мама. Вблизи устья, среди кедров, есть место для лагеря.

От этого места подняться по долине Левой Мамы до верхнего озера, далее — до верховий левого истока, там перевалить в долину Кичеры, затем спуститься по ней 10 км до второго крупного левого притока, потом перевалить в его верховьях через перевал Дзелинда (н/к, 1 800 м), спуститься по долине одноименной реки до трассы БАМа.

Наш путь проходит далее вниз по таежной долине Левой Мамы до участка реки, заключенного между устьями двух ее крупных правых притоков — рек Огдында-Москит и Колдас. На этом участке река распадается на несколько рукавов, и здесь следует искать место для брода. Чуть выше устья Огдында-Москит на реке образовался глубокий и протяженный скальный каньон с каскадом красивых водопадов.

Дальнейший путь — вверх по долине реки Колдас. Ее длина 18 км, а верхняя часть поросла густейшими зарослями кедрового стланика. В верховье правого истока имеется перевал «Динамо» (2А, 2 200 м) — широкая седловина в крутостенном скальном гребне. С перевала можно совершить восхождение на расположенную в 1 км восточнее вершину 2 605 м. Спуск с перевала приводит в долину реки Асикты, по которому нужно двигаться, перейдя на правый берег (брод средней сложности в верхней части долины, где также весьма густые стланиковые заросли). Из этой долины подъем по шестому правобережному распадку, считая сверху от места слияния двух истоков реки. До этого распадка от перевала «Динамо» 24 км. В верховьях распадка, нижняя часть которого очень крута н узка, расположена широкая седловина перевала Московский (1Б, 1 900 м). Спуск с перевала приводит на верхнее плато, с которого берут начало левые притоки Анама-кита Мамского.

Вверх по долине Анамакита Мамского левым берегом идет хорошая тропа (впервые за весь маршрут). Она приводит на узкое водораздельное перевальное плато (снова водораздел Лены и Енисея) и с него спускается далее в долину Анамакита Ангарского, обходя в его верховьях крупный каньон. Далее нужно двигаться вниз по галечным пляжам этой реки до того места, где она вырывается из гор. Здесь от реки, в восточном направлении, по наезженной дороге 10 км ходьбы до трассы БАМа. По ней в 12 км на западе поселок Новый Уовн.

В этом месте по БАМу раз в сутки ходит пассажирский поезд Ангаракан — Северобайкальск. Последний по праву считается центром западного участка магистрали. Здесь можно хорошо отдохнуть на берегу Байкала, осмотреть молодой строящийся город, музей истории строительства бурятского участка БАМа и картинную галерею. Из Северобайкальска можно по железной дороге доехать до Красноярска или «Кометой» по Байкалу до Иркутска (12 часов). г. Саратов

В. ИГОШИН, кандидат в мастера спорта СССР

ЛИТЕРАТУРА: Царенков В. Северо-Байкаяьское нагорье. В кн. «Ветер странствий». М., «ФиС», 1989, вып. 4. с. 118—131; Васильев М., Громов В. Туристские маршруты западного БАМа. М., «ФиС», 1984; Воробьев С. Вверх по водопадам. «Турист», 1986, № 12, с. 37; Николаев КЗ. Каменные километры Анамакита. «Ветер странствий». М., «ФиС», 1985, вып. 20, с. 53—56.

Адрес для консультаций: 410029, Саратов, ул. Братиславская, 63, городской туристский клуб.

Журнал «Турист» № 6 июнь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий