Под редакцией мастера спорта СССР кандидата технических наук И. С. ЗАКА
Казалось бы, в магазинах уже большой выбор рюкзаков, на все вкусы, и по размерам, и по фасонам, А потребитель «проголосовал»: 25-рублевый «Ермак» — в дефиците. Из всех станковых — он самый удобный. И цена приемлемая.
Но не прекращается и поток публикаций самодеятельных конструкторов. Читателю даже непросто разобраться, выбирая из них: каждый автор дает свой как последнее усовершенствование, а сопоставление почему-то никто не делает. К тому же авторы самоделок, как правило, бывалые, высококвалифицированные туристы, и их образцы, естественно, для мастеров. Как же быть начинающему? Какой купить рюкзак в магазине? Какой выбрать образец для своей самоделки?
Прежде всего, надо разделить туристов на две главные группы по переносимому грузу: при начальном походном грузе не свыше 15— 20 кг (для начинающих) лучше мягкий рюкзак; при большем грузе достоинства станкового рюкзака (простота укладки багажа, меньшая утомляемость) начинают перевешивать его недостатки: повышенный вес, громоздкость.
Начинающий турист, выбирая при покупке рюкзак, должен обратить особое внимание на верхнее крепление лямок. Здесь встречаются два неудобства, иногда еще и совмещенные: слишком близкое их расположение и наличие промежуточного элемента, например кольца. В первом случае (рис. 1) рюкзак слишком свисает, что неудобно, если вдобавок крепление лямок делается через общее кольцо, то еще больше. Во втором случае (рис. 2) утолщенный конец лямки или даже само кольцо оказывается на плече.
Самое удобное крепление лямок достигается непосредственным вшиванием верхнего конца лямки в спинку рюкзака. Например, если лямка сделана в виде матерчатого рукава, в опорную часть которого вставлен уплотнитель (губчатая резина, плотный поролон, пенополиэтилен), на концах он складывается, а в месте верхнего крепления пристрачивается к спинке рюкзака; для усиления крепления делается накладка.
При покупке рюкзака рекомендуем его примерить, для чего следует заложить туда небольшой, но достаточно объемный груз и обязательно обратить внимание на положение лямок на плечах. Остальное можно подогнать укладкой грузов (что в мягком рюкзаке очень важно) и регулировкой длины лямок.
Очень стала злоупотреблять промышленность застежками-молниями. Конечно, пристрочить молнию проще, чем поставить люверсы (они не боятся затяжки), а перенапряженная молния имеет неприятное обыкновение расходиться, ставя владельца рюкзака в затруднительное положение… А у самодельщиков — установка люверсов — большая проблема. Поэтому стоит напомнить об альтернативе этих застежек — ленточной петле, имеющей и функциональные преимущества помимо простоты осуществления и доступности. Недостаток, правда, трудоемкость изготовления, но ведь самодельщику делать-то всего один рюкзак,
…Это было в те времена, когда я уже считал себя великим эрудитом по снаряжению, а уж по рюкзакам — подавно. Собрал коллекцию фирменных цветастых реклам из Франции, Австрии и Италии. Много рюкзаков сделал сам.
На очередном заседании президиума нашей федерации (тогда она еще именовалась всесоюзной секцией) сидящий рядом со мной Толя (теперь он профессор, доктор наук, прославленный и как старший тренер Эверестской экспедиции Анатолий Георгиевич Овчинников) говорит: «Мне Хант подарил рюкзак, хочешь принесу?» (мое альпинистско-туристско-инженерное влечение к снаряжению ему безусловно импонировало)…
Принес он на следующее заседание рюкзак. Невидный рюкзачок. Станок деревянный, как лестница. Две продольные рейки, в выдолбленные в них гнезда вставлены три слегка прогнутые поперечины, холщовые простеганные лямки. На станок надет чехол, спереди дырка под лямки, сзади зашнурован. К станку пристегнут по углам спинки брезентовый рюкзак. Скромный вид. Деревяшки…
Толя сказал, что такие рюкзаки, по словам Ханта (сэр Джон Хант, руководитель покорения Эвереста, гостил в наших горах в 1962 году), хорошо оправдались в Гималаях, на подходах и даже на леднике Кхумбу. Рюкзак со станком я заэскизировал для коллекции. И заложил этот зеленоватый листок в свою папку «Рюкзаки», уже довольно пухлую. А рюкзак собирался вернуть Толе с благодарностью. Да подзадержался. И это оказалось кстати.
Приспел переезд. Квартиру менял. А в моей новой квартире были очень старые стены. И в одной сразу надо было пробивать дверь. Сговорился я с веселыми шабашниками. Сторговались. А строительный мусор сами убирайте. Это было их условие. Выглядело оно невинно, а оказалось — проблема. Стена-то толщиной метр! Проем — метр на два. Итого три кубометра кирпича. Да какого! Ему 300 лет, кирпичины большие да тяжелые! Стала расти куча кирпича, мешает. Выносите!
Начали мы таскать ведрами. В ведре помещается кирпича три, не более. Два ведра, относить надо метров за двести. Помощники мои (родственники) быстро устали и разбежались. Ношу сам. Уморился, руки отваливаются. Тут-то и попался мне на глаза Толин рюкзак. Дай-ка разок с ним. Для разнообразия.
Засадил в мешок десяток кирпичей. Мешок емкий, они как провалились. Взял на плечи. Кило 30—35. Но это же не проволочные ведерные ручки. И не колотят же ведра по ногам! Вот тут-то я оценил всю прелесть непрезентабельного этого рюкзака по сравнению с самыми фирменными и с таким станком, и с этаким…
Урок пошел впрок. Вскоре сварил я наспех каркас из попавшихся под руку 12-мм стальных трубок, воспроизводя ключевые размеры точь-в-точь: высоту крепления лямок, их расстановку вверху и внизу. Мешок, правда, сделал уже «свой», с удлинителем-ногой. Для бивака. Только сделал — вперед! В тот сезон «завербовался» я в Безенги командиром отряда. Первый серьезный выход — на австрийские ночевки в самые верховья Безенгийского ущелья. Почти целый ходовой день. Груз — за 30. Очень на спине рюкзак лежал уютно. Все бы хорошо, да груз такой для каркаса оказался непосильным: сварка не выдержала при закидывании на спину.
Вернулся я кое-как в лагерь, и тут мне попался на глаза ломаный складной стульчик. Алюминиевые трубки потоньше, чем в раскладушке, брезентовое сиденье, Сварганил я из него тут же станок. Что было под рукой? Даже ножовки не было и дрели. Распиливал трубки трехгранным напильником. Сверлил коловоротом. Заклепки — из гвоздей. Неказисто, но размеры точно выдержаны.
И вышел в очередной поход. Любопытные интересовались. Примеряли, Кого в таких выходах, как в Безенги, не взволнует удобный рюкзак.
Через три дня в лагере не осталось стульчиков. Ни одного! Ни ломаного, ни целого. Много лет прошло, а станки из этой партии нет-нет, да и встретятся в горах.
Для последующей доводки конструкции оказались благоприятнейшие условия. Каждый последующий образец у меня выпрашивали, выменивали или вымогали — как откажешь прекрасному полу, так неукротимо стремящемуся в романтичный мир туризма и альпинизма, в мир костров и гитар, в мир Визбора и Высоцкого…
В каждом новом образце что-то совершенствовалось или упрощалось. Сейчас остался у меня один из предпоследних образцов, латаный-перелатанный, вареный-переваренный после «аварий». Выручает в трудных случаях. Как с теми кирпичами…
Для восхождений наверняка однодневных (без риска холодной ночевки) сделал потом и штурмовой рюкзачок полегче (конечно, без станка). Тоже были переделки, но отработалась удобная модель.
Малый рюкзак
Описываемый образец имеет упрощенную конструкцию, не представляющую затруднений для изготовления даже для начинающего самодельщика. Рюкзак предназначен под груз до 15— 20 кг, широко универсален и практичен. Полностью оправдался как скальный, но успешно эксплуатировался и в условиях небольших походов, в командировках, в хозяйственных делах. Неоднократно воспроизводился друзьями и знакомыми, получил распространение. Предлагаемая конструкция является итогом долгой корректировки отдельных размеров и деталей.
Выкройка состоит из прямоугольных деталей, размеры даны на рис. 3. Дно надо кроить отдельной деталью. Вся основная обшивка делается из плащпалаточного полотна или технического капрона (авизента) средней плотности (артикул 56023, 56027, 56007). Во всю спинку можно сделать карман из более легкой ткани, в который сверху можно вкладывать эластичную прокладку, например, из тонкого стеклопластика, для изоляции спины от угловатых грузов, в качестве прокладки можно использовать и пенополиэтиленовый коврик. Подобный карман, но покороче, можно сделать и под клапаном.
Внимательно следует выполнить элементы крепления лямок и затяжки рюкзака. Для этого в основной мешок вшиваются петли: прямые и угловые. Большие прямые петли для верхнего крепления лямок делаются выступающими на 2,5 см из плотных хлопчатобумажных или синтетических ремней шириной 2—2,5 см (типа багажных). Они вшиваются под укрепляющую накладку вместе с транспортной ручкой (рис. 4). Из таких же ремней делаются прямые ленты клапана и нижние угловые петли. Угловые петли укладываются, как показано на рис. 5, при сострачивании дна со стенками. Распространенная ошибка — увеличение выступающей длины петли, это придает ей неряшливый вид, проходное сечение петли должно быть не более чем для 2,5-сантиметрового ремня, а внутренние края петли должны сходиться в самом углу дна рюкзака.
Петли для стягивания мешка по его верху делаются прямые и вшиваются с шагом 11 см (10 шт.) по верхнему периметру мешка с усиливающей подкладкой из легкой тесьмы (подходит парашютная). Для этих петель годится тесьма полегче, шириной 1—1,5 см, можно использовать ту же парашютную тесьму, сложенную вдоль вдвое. Для стягивания мешка по этим петлям подходит любой шнур диаметром 4—5 мм длиной 120 см. Можно использовать и более толстый (6—8 мм), вытащив из него сердцевину: оставшаяся оплетка становится в 1,5—2 раза тоньше и несколько длиннее, Шнур продевается через все эти петли, а в соединяющую петлю (удобнее в левую спинную) оба конца вставляются навстречу друг другу. На концы надевается резиновая шайба (из плотного участка автокамеры) диаметром 20 мм с отверстием 3—5 мм, так чтобы концы шнура продергивались с трением. После этого концы завязываются узлом (рис. 6).
На петли клапана узлом проводника завязываются такие же шнуры длиной 55 см. При затягивании клапана шнуры пропускаются через задние угловые петли, при слабо заполненном рюкзаке их можно потом связать через транспортную ручку.
Лямки делаются из таких же ремней, как и большие петли. В простейшем варианте для каждой лямки нужен отрезок ремня длиной 140 см, который пропускается через верхнюю основную петлю спинки и соответствующую нижнюю угловую, расправляется, чтобы не было перекрутки, и концы связываются встречным узлом (например, проводник встречной вязки), регулировка длины лямок производится путем перевязывания этого узла.
При полной нагрузке рюкзака узкий ремень будет резать плечо. Для устранения этого неудобства можно сделать подкладку из фетра или кошмы размером 6X25 см (можно выкроить из войлочной стельки) с матерчатой накладкой и вместе простроченными каналами для пропуска рядом располагаемых обеих ветвей лямочного ремня. Однако можно обойтись и без подкладки: просто уже на плече, под грузом, раздвинуть ветви ремня, распределив нагрузку по плечу, так плечо потеет меньше.
Обратите внимание на то, что в описанном виде рюкзак не имеет никакой металлической фурнитуры. При изготовлении это освобождает от необходимости ее добывать или самим изготавливать. При грозе, особенно в горах, любая металлическая деталь небезопасна, В описанную конструкцию легко ввести регулировочные или другие вспомогательные детали, повышающие удобство пользования. Например, при использовании для лямок покупных багажных ремней можно сохранить имеющуюся пряжку. В большие прямые и угловые петли лучше продеть промежуточные пружинные кольца для ключей. Вместо резиновой стопорной шайбы можно использовать любой другой удобный зажим…
Л. РЗАКОВ
(Продолжение следует)
Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.