Среда, 12.12.2018
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

И спуск, и транспортировка
С 1980 г. киевские спелеологи исследуют глубокую шахту Куйбышевская на массиве Арабика. Основным препятствием на пути спортсменов стали крупноглыбовые завалы. Преодоление шести завалов после неоднократных попыток позволило нам достичь глубины 1 110 м. В шахте специфические условия работы: преобладают крупные вертикальные колодцы (60— 100 м), образующие каскады; значительная обводненность; нужны трудоемкие и длительные работы на глубине. В ходе штурмов киевляне отработали конкретные тактико-технические приемы.

Спелеологи привыкли применять в качестве линейных опор веревку и трос. Обычно спуск проходит по веревке с самостраховкой по тросу, подъем — по тросу с самостраховкой по веревке. При этом веревка в точках соприкосновения с выступами породы да еще с «раскачивающейся» нагрузкой при спуске быстро изнашивается, а трос как жесткая опора при динамическом рывке имеет низкую надежность (это особенно ухудшает использование его для страховки при спуске). Такие недостатки проявились особенно остро при интенсивной работе в крупных колодцах.

В Куйбышевской мы применили иной вариант: и спуск, и подъем по тросу с самостраховкой (или верхней страховкой) по веревке. Таким образом, используются преимущества троса как жесткой опоры, не подверженной растяжению и обладающей высокой износоустойчивостью, а также динамические достоинства веревки для страховки. Для систематических работ в шахте и уменьшения трудозатрат применили стационарную навеску троса диаметром 5—6 мм на крупных колодцах с сохранением ее в течение 3—4 лет. Эти меры вместе с удобными и надежными приспособлениями для крепления троса значительно повысили надежность, безопасность и удобство работ.

Описанная техника позволила более рационально транспортировать контейнеры. Спуск человека по тросу допускает использование страховочной веревки для одновременной переброски груза: 3—5 контейнеров подвешиваются гроздью к веревке и спускаются другим участником через тормозное устройство.

Сопровождающий спускается по тросу, страхуясь за веревку зажимом выше контейнеров, причем двигается он независимо относительно груза, контролируя и регулируя его прохождение. Вариант совмещения верхней страховки, самостраховки и спуска груза более удобный и быстрый при движении на больших отвесах. Последний участник может спускаться, закрепив груз на себе.

Трудоемкость и длительность работ на завалах потребовали применить вахтовую схему штурма: три группы по 5—6 человек работали по 15—20 суток, сменяя друг друга. На преодоление отдельных завалов нам пришлось затратить до 700 человеко-дней.

По этой схеме один цикл организации и ликвидации навески и подземных лагерей использовался на все вахты, что в целом увеличивает эффективность работ. Многолетний опыт безаварийной и рациональной организации действий в сложной пещере позволяет рекомендовать описанные тактико-технические приемы для широкого использования.

А. КЛИМЧУК, С. КУЗЬМЕНКО, члены правления республиканского спелеоклуба Украинского общества охраны природы

г. Киев

Оснастка СРТ

Техника одинарной веревки (СРТ) требует подготовки снаряжения, доступного в изготовлении и не уступающего по надежности и простоте зарубежным образцам. Это определяется качеством используемых веревок. Мы применили новый капроновый рыболовный шнур диаметром 10 мм. По опыту такой шнур удовлетворяет требованиям безопасности в пещере. 

Главное, чтобы не было на нем бракованных участков. В фабричной бухте весом 15—20 кг обычно можно обнаружить до 10 таких мест, без сожаления удалите их.

В качестве точек крепления веревки мы использовали шлямбурные крючья стандартного типа (диаметром 10 мм), но с более длинной втулкой (45 мм). Эта длина соответствует размерам обычного строительного дюбеля. Петли шлямбурных крючьев изготовляем из нержавеющей стали толщиной 4 мм. При навеске широко применяем тросовые петли из кусков диаметром 4,2 мм и длиной от 1 до 5 м, с хорошо заделанными коушами на обоих концах. Наиболее ходовые размеры: 1,5— 2 м. Тросовые петли удобны для навески снаряжения за уступы, а также для обвешивания выступов, позволяя обойтись без дополнительных шлямбурных крючьев (см. рис. 1). Иногда для крепления за уступ годятся веревочные петли: основная веревка ввязывается в них шкотовым узлом. Навешивание одинарной веревки требует большого опыта и тщательности.

Главное требование — полностью исключить контакт веревки со скалой при спуске и подъеме. Увеличение затрат времени в результате более медленной и аккуратной навески веревки, следуя СРТ, в дальнейшем полностью компенсируется за счет более быстрого выполнения других операций: спуск, подъем, транспортировка груза.

Для транспортировки груза мы использовали мешки стандартного типа, но с более длинной вздержкой (1—1,2 м от точки крепления вздержки до горловины мешка) и заплечными лямками. При подъеме и спуске по веревке мешки цепляются вздержками за карабин на беседке, при передвижении по горизонтальным и скальным участкам один мешок крепится на нижней обвязке, второй — за плечами, третий — возможно, где придется. При освоении СРТ рекомендуем проводить специальные тренировки для отработки приемов скалолазания с грузом 15—20 кг.

Особую роль играет качество личного снаряжения. СРТ предполагает большую свободу маневра спелеолога при работе на веревке, быстрый и уверенный обход узлов, перестежек, переход с веревки в свободное лазание и наоборот. Для этой цели предпочтительны кулачковые зажимы с несущей скобой типа «жумар» или «кроль». Использование зажимов с несущим кулачком типа популярных зажимов «гиббс» недопустимо из-за сложного пристегивания и снятия их с веревки и слишком большого холостого хода. Мы использовали зажимы типа «жумар», которые работали на мокрых и обледенелых веревках, однако иногда буксовали на грязных, покрытых глиной навесках. Причина заключается в том, что зубцы на кулачках изготовлялись фрезерованием, тогда как
более надежная рабочая поверхность типа «еж» требует горячей штамповки или литья.

В качестве спускового устройства мы использовали «решетку» с пятью рабочими планками или двухроликовую бобину Петцля с дополнительным карабином. Первая более удобна при спуске, зато вторая допускает применение на спасательных работах, так как на ней можно спуститься к пострадавшему по натянутой снизу веревке. Главное преимущество этих спусковых устройств перед всеми остальными (рогатка, шайба, треугольник) — возможность надежного закрепления на веревке, даже при отсутствии нагрузки, а также существенно меньшее разрушающее воздействие на веревку.

Пригодны различные типы нижней обвязки («беседка»), но она должна быть надежной и удобной. Отсутствие параллельной верхней обвязки предполагает полную надежность нижней. При работе на одинарной веревке нередко приходится часами висеть на «беседке». Принадлежностью любой обвязки должен быть обязательный ремень для сиденья и независимый страховочный пояс (рис. 2). Вполне пригоден вариант нижней обвязки, описанной в книге «Самодельное туристское снаряжение» (ФиС, 1987).

Важным элементом личного снаряжения служит плечевой ремень, который оттягивает грудной самохват и позволяет нести на нижней обвязке груз до 30 кг, распределяя давление на плечи. Для этого в заднюю часть «беседки» вшивается петля с полукольцом, а на грудной зажим ставится маленький карабин типа «рапид». Длина плечевого ремня около 2 м, при нем обязательно должна быть самозатягивающаяся пряжка (например, из двух полуколец от парашютной подвески). «Беседку» и плечевой ремень мы изготовляли из парашютной стропы шириной 5,5 см, при этом все страховочные концы, стремена — только из основной веревки диаметром 10 мм.

Вместо сухих гидрокостюмов для прохождения обводненных пещер с помощью СРТ достаточно использовать брызгозащитные комбинезоны из непромокаемой ткани, если, конечно, на маршруте не требуется двигаться вплавь по озеру или реке. Обводненные отвесы легко обвешиваются. Даже сильный водный поток не создает больших проблем, так как практика работы в пещере по технике одинарной веревки позволяет исключить длительное стояние и замерзание участников на колодцах.

Таким образом, отказ от страховочной веревки требует целого комплекса дополнительных мер безопасности. Для самостоятельного освоения СРТ понадобится время, опыт и аккуратность. Только тогда спелеопутешествие будет эффективным и безопасным.

М. КОРОТАЕВ, И. ЖЕЛЕЗНОВ 

сотрудники МГУ

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (29.07.2015)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2018 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz