Навечно в памяти народной
Много лет назад я впервые приехал в Горький — известный в прошлом крупный торговый город Нижний Новгород, славившийся высокой культурой, меценатством, превосходными театральными антрепризами. В свободную минутку сразу же отправился в картинную галерею. Она всегда отличалась хорошей коллекцией живописи, но мой интерес направлялся на знаменитое полотно
Константина Маковского «Минин на Нижегородской площади» (см. 4-ю с. обл.).
Однако картины этой там не оказалось… Поиски привели во Дворец труда — бывшее дворянское собрание, — лишь здесь нашелся просторный зал для картины, занявшей целую стену. Она здесь только хранилась и была скрыта от людских глаз. Полотно отражает один из моментов высокого национального патриотизма, связанного с защитой Отечества, — начало организации народного ополчения в Нижнем Новгороде… Ему предшествовали поистине драматические события в истории нашего государства…
…1609 год. Польский король со своим войском вторгается в Россию. Но дорогу ему преграждает Смоленск — отчаянное сопротивление населения не позволяет иноземцам покорить город: все приступы огромного войска отбивают с большими для поляков потерями.
Тем временем царь Василий Шуйский слезно просит у шведов помощи: он обещает им деньги, новые земли. Но население Москвы держит ворота на запоре, отказываясь пустить их отряды.
В 1610 году, летом, правительственные войска терпят при Клушине серьезное поражение от польско-литовского войска — и этим Василий Шуйский подписывает себе приговор: его свергают и насильно постригают в монахи. Власть переходит к семи боярам («семибоярщина»).
Увы, историю не переделаешь: богата Россия героями и умами, и не бедна проходимцами и предателями.
«Бородачи» не только заключили договор с польским королем, не только пригласили его сына Владислава на Московский престол, но и тайно, в том же 1610 году, ночью, открыли врагу ворота.
Россия оказалась у трагической черты. Как всегда бывало (живо это и по сегодняшний день), в моменты особого напряжения в русском народе начинают зреть силы для отпора неприятелю. Так и не смогли установить историки, чьему перу принадлежала «Новая повесть о преславном Российском царстве», призывавшая к борьбе против захватчиков, ставившая в пример «крепко-стоятельный град» Смоленск.
Ее содержание передавалось из уст в уста, она будоражила умы, разжигала чувство патриотизма.
А в Москве польские власти строго следили за тем, чтобы народ не вооружался — даже топоры плотницкие не разрешалось иметь, даже дрова нельзя было ввозить в город — знали ляхи, как москвичи дерутся кольями и поленьями.
А Смоленск держался. Воевода Михаил Шеин блестяще организовал оборону: несмотря на нехватку продовольствия и воды, горожане постоянно совершали лихие вылазки. В одну из них они захватили королевское знамя поляков!
…В Москве зрело восстание. Первое народное ополчение, организованное дворянином Ляпуновым, князем Трубецким, казачьим атаманом Заруцким, к сожалению, не принесло успеха: хотя передовой отряд Дмитрия Пожарского и вошел в Москву, и бились ополченцы отчаянно, и москвичи сражались, — предатели-бояре предложили командованию гарнизона поджечь город: ветер гнал огонь в сторону ополченцев.
Извечная междоусобица сыграла и на этот раз свою роковую роль: ополчение распалось из-за противоречий между дворянами, крестьянами и казаками.
Летом 1611 года пал и Смоленск. Целых двадцать месяцев держался город. Но и тут не обошлось без предательства. Один из дворян — и имени называть не хочется — под покровом ночи сбежал к полякам и указал место в стене, где она была непрочной (и в старые времена случалось такое: торопились доделать ее к какому-то сроку, не успевали и сложили тяп-ляп). Ворвались в Смоленск польские шляхтичи, навалились на оголодавший народ… Остатки защитников набились в каменный собор, заперлись. И когда стали наседать пришельцы — подожгли сохранившийся там порох и погребли себя под каменными глыбами…
Видя, как гибнет Россия, и шведы бросились к разделу жирного пирога, заняли Новгород…
Страна оказалась в критической ситуации.
Родина нуждалась в герое, и он вышел из народных глубин…
Посадский человек, торговец мясом, после своего избрания земским старостой в Нижнем Новгороде (осень 1611 года), Минин обратился с призывом создать народную армию для освобождения страны от иноземцев.
Блестящий организатор, он не только сумел объединить вокруг себя многочисленную рать, пригласить воеводой князя Дмитрия Пожарского, собрать значительные средства, разослать во все концы грамоты с призывом включиться в ополчение, но и создать, как мы теперь говорим, высокий моральный, нравственный и интернациональный климат в своем войске. Ведь под знаменами Минина и Пожарского собрались посадские люди и крестьяне, стрельцы и казаки, русские и татары, мордва и чуваши, мари и удмурты…
В конце марта 1612 года хорошо вооруженная народная армия двинулась из Нижнего Новгорода в Ярославль.
К. Маковский отлично почувствовал великую решимость огромной массы людей, отразив это в своей картине.
Смелость и военное искусство князя Пожарского было известно и до этого похода, а вот воинский и организаторский талант, высокая доблесть сугубо штатского человека Кузьмы Минина проявились именно во время борьбы с захватчиками.
…На помощь польскому гарнизону, засевшему в Москве, двинулся отряд Ходасевича, но соединится им не дали.
Началось сражение за Москву. Остатки польского гарнизона заперлись в Кремле и Китай-городе, отказавшись сдаться. Но среди шляхты начался голод, болезни, и, в конце концов, их разбитые отряды вынуждены были капитулировать.
Героическая народная армия «не щадя живота» билась с хорошо организованным польским войском, и в конце октября Москва была очищена от иноземцев.
Подвиг Минина и Пожарского, подвиг народа не ушли из людской памяти — о них слагали былины, писали стихи, романы.
Константин Маковский создал монументальное полотно, отразившее эти великие события. Если приедете в Горький, можете увидеть его уже в картинной галерее: для него пристроили специальный зал…
Виктор КАРПЕНКО
Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г.