Перестройка: дело всех и каждого

Экономика нашей республики в последние десятилетия развивалась противоречиво, что привело к серьезной разбалансированности отраслей, формирующих ее народнохозяйственный комплекс. Напомним лишь несколько цифр, без которых рассмотрение современного состояния и перспектив развития нашей отрасли в республике было бы неполным.

Так, уровень обеспеченности местного населения и отдыхающих услугами коммунального хозяйства составляет лишь 19 процентов, торговли — 41, здравоохранения — 51, учреждений культуры — 11 процентов. Хотя в 1987 году в охрану природы и было вложено более 2,8 млн. рублей, напряженное положение в курортной инфраструктуре привело к неблагоприятной санитарной обстановке на побережье Черного моря, к загрязнению рек и пляжей.

Абхазский совет — одно из крупных предприятий индустрии туризма нашей страны, руководит работой гостиниц, баз, кемпингов, туристских и пещерных комплексов, бюро путешествий и экскурсий, всего 24 организаций. Только за 1987 год совет оказал основных и дополнительных услуг на сумму свыше 41 млн. рублей, получив больше 6 млн. рублей прибыли. При этом совет по туризму и экскурсиям имеет меньше 5 тысяч собственных койко-мест, и лишь около четверти из них круглогодичного использования, остальные же — сезонные, неотапливаемые, размещенные в неприспособленных к сырому, влажному субтропическому климату зданиях. Такое количество мест явно недостаточно и говорит о слабом развитии материально-технической базы туризма в республике. Поэтому для удовлетворения потребностей отдыхающих совет ежегодно вынужден арендовать 12—14 тысяч мест в частных домах и коммунальных квартирах граждан.

При средней рентабельности 15,8 процента отдельные объекты, в частности Новоафонская пещера, достигли уровня 53,8 процента, а по тургостиницам рентабельность колеблется от 14,8 до 27,6 процента.

Анализ эффективности труда по объектам показал, что она выше в крупных организациях, чем в мелких. То же самое можно сказать и о затратах труда на 1 рубль оказанных услуг. В наиболее крупном объекте туризма они составляют 0,095 руб., в наиболее мелком — 0,33 руб., что еще раз убеждает в предпочтительности развития средних и крупных высококомфортабельных объектов.

Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988 

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий