Шилка со своими лесистыми, крутыми берегами и быстрым течением — одна из самых красивых рек Забайкалья. Территория, относящаяся к ее бассейну, гористая, и река прорезает себе русло в узких ущельях. Шилка судоходна ниже Сретенска. По ней можно совершить путешествие на теплоходе или лодке. Увлекательной будет и поездка по Транссибирской магистрали, которая проходит в этом месте вдоль реки.
Мы же отправимся в путь на автомобиле из города Шилки, Возникла Шилка в 1897 году как станционный поселок и только в 1951 году стала городом. Сейчас здесь работают предприятия железнодорожного транспорта и местной промышленности. Недалеко от города расположен поселок Холбон. На его окраине стоит обелиск с лаконичной надписью: «В память борцов, погибших за дело революции в 1919 году от рук семеновских палачей». Они были расстреляны на месте заброшенной шахты. Имена пяти из тринадцати погибших удалось узнать совсем недавно. А вот и поселок Приисковый. Отсюда идет автомобильная дорога на юг через Борщовочный хребет в крупный центр золотодобычи и важный экономический пункт — город Балей.
От станции Приисковая на север отходит короткая тупиковая железнодорожная ветка в город Нерчинск — самый старый город Забайкалья. Он был основан в 1654 году енисейским воеводой А. Пашковым. Долгие годы (с 1826 по 1917 г.) Нерчинский острог (дореволюционное название) был местом каторги и ссылки. В основном здесь жили отбывшие каторгу декабристы. В июне 1890 года проездом на Сахалин побывал в Нерчинске А. Чехов. В годы семеновщины и японской интервенции Нерчинск был местом массовых расстрелов. В пади Кирпичной, где происходили расстрелы, установлен памятник-обелиск. В городе много и других памятников и обелисков борцам за власть Советов и героям Великой Отечественной войны. Нынешний Нерчинск.— центр крупного сельскохозяйственного района с развитым земледелием и животноводством.
Снова в путь, и снова кривуны да утесы один другого чуднее, глубокие пещеры, выдолбленные ветром и водой быстрой Шилки. Красноватые и охристые утесы, красно-серые осыпи и расчлененные клиньями оврагов прибрежные террасы. Мшистые скалы с алыми, желтыми, зелеными, голубыми вкрапинами.
Во второй половине прошлого века здесь разгорелась «золотая лихорадка». В Забайкальские горы устремились сотни бродяг, старателей и крестьян.
Восточнее Нерчинска от станции Дунаево идет железнодорожная ветка на город Сретенск. Он возник в 1689 году как сторожевой пост для охраны водного пути по Шилке и Амуру. Поселение быстро росло. В 1783 году Сретенск возводится в ранг города, а в 1897 году он становится конечным пунктом железнодорожной ветки, отходящей от Транссибирской магистрали. В годы гражданской войны здесь проходили ожесточенные бои между партизанскими отрядами и белогвардейцами.
Ниже Сретенска Шилка протекает в узком зеленом коридоре. Дорога идет вдоль берега, огибая крутые утесы, пересекая множество рек и речек. Путешествие наше приближается к концу. Но было бы несправедливо обойти вниманием поселок Шилкинский Завод.
Здесь отбывали каторгу петрашевцы.
Недалеко от поселка были обнаружены древние изделия из камня. Ученые определили, что здесь уже жили люди эпохи неолита и бронзы.
В двадцати километрах ниже по Шилке — поселок Усть-Карск. Здесь отбывали каторгу видные народники, первые рабочие-революционеры. В 1889 году произошла «карийская трагедия», когда, не выдержав бесчеловечного режима, группа политических заключенных, мужчин и женщин, приняла яд.
Интересно побывать и на речке Каре, где некогда работали каторжники. Сейчас здесь ведется промывка золота малолитражными драгами.
ЛИТЕРАТУРА: Российская Федерация. Восточная Сибирь. М., «Мысль», 1969; Читинская область (контурная карта). М. ГУГК, 1985; Читинская область (физическая карта). М., ГУГК, 1977.
Журнал «Турист» № 12(276) декабрь 1988