История еще не знала такого размаха фестивального движения, когда один великий народ — СССР принимал у себя другой великий народ — Индии. Ровно год шествовал по стране этот замечательный праздник, и вот он подошел к своему блестящему завершению. Этот финал совпал со значительной датой в жизни наших народов — исполнилось 30 лет со дня основания Общества советско-индийской дружбы.
Наш корреспондент обратился к вице-президенту Общества, народному артисту РСФСР, лауреату медали Детского комитета Джавахарлала Неру «Друг детей» Геннадию Печникову с просьбой поделиться впечатлениями об этом выдающемся событии в жизни двух великих стран.
— Прежде всего, мне бы хотелось напомнить о тех давних традициях дружбы и взаимоуважения, которые уходят в глубь нашей истории.
Афанасий Никитин… Памятник ему возвышается на берегу Волги в Калинине. Именно отсюда тверской купец, говоря туристским языком, проложил траверс дружбы в далекую, неизведанную, но такую притягательную страну. Мне не раз приходилось бывать в Индии, и я могу ответственно сказать, что ее жители высоко чтут первого посланца их великого соседа.
А россиянин Герасим Лебедев? Это он в конце XVIII века создал в Калькутте первый театр европейского толка. Знаменитая Анна Павлова, проявляя огромный интерес к искусству Индии, способствовала организации школы народного танца под Мадрасом.
В 1914 году в Москве открылся постановкой «Шакунтала» театр под управлением Таирова, выдающегося режиссера…
Большими друзьями Советского Союза были выдающиеся политические деятели Джавахарлал Неру и Индира Ганди…
— Несколько слов о географии фестиваля.
— Она самая широкая. Открылся фестиваль год назад на Соборной площади древнего Кремля в присутствии многих сотен москвичей и гостей столицы. На торжественной церемонии присутствовали Михаил Сергеевич Горбачев и Раджив Ганди.
После яркого танцевального представления вереница участников через Боровицкие ворота устремилась к речным трамваям, и через несколько минут суда превратились в сценические площадки, а набережные Москвы-реки — в гигантский зрительный зал.
Потом были сказочно оформленные Лужники, другие районы столицы. А потом… Ленинград и Ташкент, Киев, Донецк, Новосибирск, Уфа, Минск, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Ереван, Кишинев, Таллин, Рига…
Хотелось бы, чтобы вы «раскрыли» для наших читателей содержание фестиваля, рассказали о всем многообразии его форм.
— Фестиваль Индии в СССР охватил практически все сферы человеческой деятельности, не ограничившись лишь культурой и искусством.
В нашей стране прошли выставки классического индийского искусства, где были представлены произведения начиная с III тысячелетия до нашей эры, выставки индийской скульптуры, традиционной южноиндийской живописи, миниатюр, древних ювелирных изделий, декоративно-прикладного искусства, произведений народного творчества «Шиликар» (тема — архитектура Индии), выставки, посвященные борьбе за независимость, сегодняшнему дню, индийским женщинам, а также достижениям науки и техники.
Трудящиеся нашей страны познакомились с удивительным и неповторимым искусством танца разных стилей, представленных народами различных районов Индии. Сотни исполнителей посетили нашу страну.
А замечательная индийская музыка! Люди старшего поколения знакомились с ней по запомнившимся фильмам знаменитого Раджа Капура. И вот теперь в течение года многие наслаждались классической музыкой, исполняемой на таких инструментах, как ситар, сарод, сантур, шехнаи, флейта.
Чтобы понять сущность этой музыки, хочу процитировать известного скрипача Иегуди Менухин: «Исполнителю индийской музыки предоставлена свобода импровизации, свобода самовыражения. И в рамках определенного времени он волен делать это без всяких ограничений».
— Ваше непосредственное участие в фестивале?
— Оно началось ровно год назад на Соборной площади… Я принимал участие в вечере, организованном Государственным музеем А. С. Пушкина совместно с Обществом советско-индийской дружбы. В июне 1987 года мне поручили председательствовать на встрече «Дорогами дружбы. СССР — Индия», которая проходила в Центральном доме актера.
Участвовал я также в театральных семинарах, проходивших в Ташкенте и Дели. Эти встречи обогатили меня эмоционально и интеллектуально. Очень интересно прошли вечера дружбы в рамках Союза театральных деятелей РСФСР и Всесоюзного общества «Знание» в Куйбышеве и Ленинграде. А в начале апреля 1988 г. по приглашению журнала «Турист» я посетил Архангельск и Северодвинск, где состоялись встречи с туристским активом городов, рыбаками. Живой интерес вызвал известный документальный фильм «Золотое звено дружбы», который мы показали. Он рассказал о постановке в нашем театре «Рамаяны» и о том, как индийский зритель воспринял свой эпос в сценической интерпретации нашей страны.
— Кажется, именно этот спектакль стал той вехой, которая особенно сблизила ваш театр с Индией?
— «Рамаяна» — величайшее произведение прошлого и не просто памятник. Это тот шедевр искусства, который современен всегда. На нем воспитываются поколения индийских детей.
Герой этого произведения Рама, которого мне посчастливилось сыграть, человек благородной души, высокой чести. Выбирая для постановки Центрального детского театра это произведение, мы рассчитывали на то, что его героико-романтический накал найдет самый яркий отзвук в сердцах наших юных зрителей. И не ошиблись! Но мы не предполагали, что и у индийского зрителя «Рамаяна» получит наивысочайшую оценку. В 1961 году театр посетил Джавахарлал Неру, оставив самый лестный отзыв в книге гостей. А в 70-е годы театр дважды привозил «Рамаяну» в Индию, показывая спектакль во многих городах. И всюду — огромный успех. Принимала нас сама Индира Ганди.
— Каков, на ваш взгляд, самый главный итог фестиваля?
— Мы намного больше узнали друг друга, намного больше полюбили друг друга. Хочу привести лишь один пример. По телевидению прошел спектакль «Рамлила», который мне довелось сопровождать русским текстом. Буквально на следующий день пошли письма с просьбой как можно чаще знакомить с великим искусством Индии…
— Сейчас с культурой и жизнью нашей страны продолжают знакомиться жители Индии…
— Фестиваль в Индии закончится в конце года. И о нем мы расскажем в следующий раз.
Беседу вел О. ФОМЕНКО
Журнал «Турист» № 7 (271) июль 1988 г.