И снег, и солнце

Группа армейских туристов весной прошлого года совершила увлекательное велосипедное путешествие по дорогам и перевалам Западного Кавказа. Стартовав у армейской турбазы «Сочи», туристы за семь дней прошли маршрут протяженностью около 450 км. Преодолели перевалы Лагонакского нагорья, расположенные в высотах, превышающих 1700 метров, где в это время еще лежал снег. Походу предшествовали зимние кроссы, а с наступлением весны — велотренировки. Кроме того, у велосипедов «Старт-шоссе» усовершенствовали передачу под горный вариант, укрепили шины.

С мая по сентябрь для армейских туристов, приезжающих на турбазу «Сочи», будет открыт маршрут по описанной здесь трассе

В первый день туристы двигались в направлении Туапсе по автомагистрали, прошли 77 километров. Затяжные подъемы менялись крутыми извилистыми спусками. От Туапсе свернули на Майкоп, в горы. По асфальтовой дороге незаметно преодолели первый перевал — Гойтхский. Далее — по долинам рек Туапсе, Малый и Большой Тук. Щебеночная дорога сменилась асфальтом. Позади остались города Хадыженск и Апшеронск, поселок Ширвенская, Горный Сад, Самурская, Черниговская с несколькими затяжными подъемами и спусками. Весна в этом горном крае полностью вступила в свои права. Велотуристы двигались по коридорам цветущих садов. Было тепло. Солнечно. Хорошо просматривались горы, поросшие густым лесом; заснеженные хребты Лагонакского нагорья — основной части маршрута.

Проехали поселок Гуамка и оказались у знаменитого Гуамского ущелья. Его длина — около трех километров. В нем с большой скоростью проносится река Курджипс. А по узкому карнизу проложена узкоколейка. Она связывает Гуамку с поселком Меэмай. Гуамское ущелье путники преодолели на поезде.

В поселке Мезмай нашлось хорошее место для ночлега. Мезмай — уже территория лагонакского нагорья. Лагонаки — интереснейший для путешествий район Западного Кавказа. Здесь, на относительно небольшой территории отрогов Кавказских гор, раскинулись громадные массивы типичного высокогорья с ледниками и снежниками, наклонными плато средневысоких лесистых хребтов и лесными пейзажами. Узкие непроходимые ущелья соседствуют с очень большими и просторными межгорными котловинами. А отдельные перевалы достигают высоты двух тысяч метров. Уникален растительный мир. Растут бук, пихта, дуб, тис, самшит. В этом районе в годы Великой Отечественной войны шли тяжелые бои. На всех перевалах стоят памятники, свидетельствующие о мужестве и героизме советских воинов.

Горы сразу же заявили о себе. За поселком Мезмай дорога круто взяла вверх и заставила спешиться. Потом дорога вообще сменилась горной тропой, ведущей на перевал Абадзехский. Первоначально казалось, что подъем на него трудным не будет. Однако топтать тропу во влажном и рыхлом, словно вата, снегу пришлось около часа. Этот перевал маршрута оказался самым высоким — 2 056 метров. Ночь застала группу в одном из домиков приюта горнолыжников. Совсем недавно велосипедисты любовались красотами субтропиков, а здесь настоящая зима со всеми ее прелестями: глубоким снегом и морозом свыше 5 градусов.

Первого мая пошли на штурм самого трудного участка маршрута — перевалов Гузерипльского и Армянского. На туристских картах обозначены тропы, но зима закрыла их снегом. По снежному склону шли к Армянскому перевалу. О движении в седле на этом отрезке не было и речи. На гребне перевала нашли тропу, которая вывела нас в лес. Отыскали место для ночлега. Прошли в этот день всего 13 километров.

С рассветом вышли на маршрут. Впереди Белореченский и Черкесский перевалы. Крутой снежный подъем мешал двигаться. По очереди топтали тропу и поднялись на перевал. Особенно трудным дался в этот день Черкесский. Облака закрыли все: горы, тропу. Видимость снизилась до 20 метров. Пошел сильный дождь. Чтобы набраться сил, решили перед броском на перевал передохнуть в одном из пастушьих балаганов. Несмотря на то что дождь перешел в крупный град, путешественники сравнительно легко взошли на гребень перевала. Но был еще спуск, и не менее трудный. Участок с большой крутизной проходили только после предварительной обработки. На спуске почувствовали теплое дыхание. Стало меньше снега. Но размытые водными потоками тропы, мокрые камни и осыпи требовали предельной осторожности.

В последний день по хорошей грунтовой дороге туристы проехали по живописным окрестностям села Нижний Солохаул — родине русского чая, мимо спадающих с гор водопадов, по подвесному мосту через реку Монашку и выехали на хорошую дорогу, ведущую в поселок Дагомыс.

В. ДУБИН

ЛИТЕРАТУРА: Крайнюк С. По Западному Кавказу. Туристские маршруты. Краснодар, 1958; Навозова Ф. Краснодарский край. Краснодар, 1955; Народы Кавказа, т. I, M., 1960.

Адрес для консультаций: 350730, г. Краснодар, ул. Комсомольская, 70, краевой совет по туризму и экскурсиям, тел.: 2-48-39, 2-89-38, 6-77-14.

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий