В журнале «Турист» (№ 9 за 1989 год) уже сообщалось о международных соревнованиях «Чуя-ралли» на базе лагеря мира «Алтай-89». Победу в общем зачете, завоевав кубок и медали Советского фонда мира, одержала команда города Горького, второе и третье места — команды Новой Зеландии и Англии.
Организаторы лагеря мира «Алтай-89», кооператив «Лаборатория приключений», по-своему наградили победителей. Горьковчане должны поехать в Америку с ответным визитом в лагерь мира № 2, а новозеландцам (лучшей из иностранных команд) предложили бесплатную поездку на выбор по Кавказу или Средней Азии. Капитан команды Кэм Маклей предпочел Среднюю Азию. Совместно разработали комбинированный маршрут: от границы с Китаем через перевал Таш-рабат (4000 м) по великому шелковому пути до реки Нарын на велосипедах, далее — сплав по Нарыну до Токтогульского водохранилища и спортивный сплав по памирским рекам Беляндкиик, Сельдара, Муксу и Сурхоб.
В группу вошли восемь новозеландцев, два англичанина, один американец и шестеро советских участников. За два месяца до начала путешествия им предстояло совместно решить огромное количество организационных проблем.
Но вот все заботы позади, поход заявлен на первенство ВДФСО профсоюзов, и в конце августа 1989 года наша интернациональная команда первый раз собралась вместе, чтобы в течение сорока дней совместными усилиями преодолеть все испытания нелегкого маршрута.
Река Нарын рассматривалась как нелегкий этап, на котором необходимо «накатать» тактические варианты прохождения, взаимодействия экипажей, отработать надежные приемы страховки. Сплав проходил при высоком уровне воды. Все семь экипажей на понтонном плоту, трех каяках, трех рафтах продемонстрировали высокий уровень техники и успешно завершили первый этап маршрута.
Река Муксу относится к одной из самых сложных рек Памира. Многие сильные команды уходили с нее, не выдержав испытания в борьбе с водной стихией. Мало кто из специалистов верил в успех сплава нашей команды. Доводов у пессимистов было много: команда несхоженная, Муксу не прощает даже самых мелких ошибок, да и вообще, как сплавляться по сумасшедшей реке на каяках и весельных рафтах, если даже такие надежные суда, как плоты и катамараны, часто бывают бессильны на этом маршруте. В ответ на все доводы команда противопоставила высокий профессионализм и хороший психологический настрой на прохождение.
Стартовали на каяках по реке Беляндкиик на высоте 3750 м. Таково было желание новозеландцев: начало сплава должно превышать отметку 3700 м — высоту самой большой горы в Новой Зеландии. Остальные суда стартовали ниже, от ледника Федченко, так как расход воды в Беляндкиике (10— 15 м) не оставлял надежды для их сплава. На реке Муксу держался высокий уровень воды (90—110 м). Первое сложное препятствие — порог Эт-Сель. Если экипаж проходит его, то есть шанс для дальнейшего движения по маршруту.
Стартует экипаж весельного рафта (весла в уключинах), страхующая команда внимательно следит за каждым движением судна, которое уверенно лавирует между камнями и чисто заходит в основной слив порога. Уверенно проходят порог и остальные суда: каяки, второй весельный рафт, плот и так называемый пэдл-рафт (с канойными веслами). Важный рубеж пройден, и на его прохождении подтвердились возможности новых судов и экипажей.
Следующий этап — каньон Фортамбек, к его штурму мы готовились особенно основательно, изучили много отчетов, просмотрели кино- и фотоматериалы, подобрали подходящее скальное снаряжение, веревки и, наконец, сработались: разговаривая на разных языках, понимали друг друга с полуслова.
Наверное, потому, что готовились мы к сверхпрепятствиям, к неординарной разведке и страховке, каньон немножко разочаровал. Практически перед каждым из десяти порогов каньона мы самостоятельно чалились, просматривали порог, ставили страховку и, пройдя порог, швартовались. Тем не менее, в каньоне Фортамбек не обошлось без переворотов — дважды совершили оверкиль каяки, в четвертом и девятом порогах спортсмены самостоятельно возвращали свои суда в нормальное положение. В седьмом пороге, когда смыло четверых членов экипажа рафта из семи, незамедлительно сработала страховка. Всего на прохождение каньона Фортамбек мы затратили три дня (один из них — дневка).
На этом сплав по реке Муксу не заканчивался, в последующие пять дней (с двумя дневками) мы прошли каньоны Ходырша, Верхний Иргет, Кардар и Сугран. Пороги здесь были не легче препятствий Фортамбека.
Маршрут же закончили на реке Сурхоб в районе Джиргаталя. По мнению всех участников сплава, мы прошли красивый и сложный маршрут. Наш интернациональный коллектив сплотился и стал единой командой. Мы многому научились друг у друга, мы научились уважать привычки и интересы своих партнеров, вместе работать и веселиться.
Ю. КАРПЕНКО, мастер спорта, руководитель похода г. Пушкино, Московская обл.
Журнал «Турист» № 4 (292) 1990