Каждая административная территория имеет границы, четко обозначенные на карте. Наиболее строгие из них — государственные. Внутри страны существует множество границ — республик, областей, районов, а также заповедников, заказников, памятников природы. Но есть у нас одна особенная граница, разделяющая две части света — Европу и Азию. У нее большая и интересная история.
Деление суши на части света начало создаваться в глубокой древности, когда огромные пространства земной поверхности были еще не известны. Замечательные морские путешественники — финикийцы, чтобы лучше ориентироваться на море, дали известным им землям свои имена. Часть суши, которая была на противоположном от Малой Азии берегу, они назвали «Ереб» — что означает «вечер», «темень», а земли, лежащие к востоку, — «Асси», то есть «восход», «свет». Есть и другое слово — «Асу» — восход, от которого также могло произойти современное название Азии. Азия — восточная страна, страна восходящего солнца. Позднее, когда были открыты большие просторы суши, потребовалось разграничить эти части света.
Понятие о частях света и название отдельных территорий суши собственными именами «Европа» и «Азия» ввел древнегреческий историк и географ Гекатий Милетский.
В его сочинении «Землетрясение», состоявшем из двух частей «Европа» и «Азия», на схеме суша изображена островом в океане. Этот остров глубоким заливом разделяется на Европу и Азию. Птолемей во II веке нашей эры границу между Европой и Азией проводил по Дону (Танаис). В учебной книге по географии, изданной на русском языке в XVIII веке, восточная граница Европы определена от «Азова до реки Двины прямою чертою». Позже в книгах европейских ученых граница между частями света чаще всего проводилась по Оби, иногда — по Волге, Каме и Печоре. Но где бы ни пролегала эта граница, она всегда была условной, и менялась она без боя, без кровопролитных войн и дипломатических ухищрений.
Проводить границу по Уральским горам первым предложил русский географ петровских времен В. Татищев, обративший внимание, что реки здесь текут в двух направлениях — восточном и западном, и по всему хребту тянется линия водораздела. Татищев же первым дал письменное название хребту «Уральские горы», до этого в географической литературе именовавшихся Рифейскими, Гипербореями. Поселившиеся на Урале русские называли их «Камнем», «Поясовым Камнем». Уральские горы — это не один хребет, а большая горная страна, состоящая из относительно невысоких меридионально вытянутых хребтов и увалов, достигающих в некоторых местах 200 километров ширины. Границей условились считать водораздельную линию хребта.
Для обозначения границы на некоторых дорогах, в местах пересечения их с водораздельной осью хребта установлены условные знаки в виде обелисков, столбов, пирамид. Туристы же эти отметки чаще всего называют столбами Европа — Азия. Но простой, казалось бы, вопрос, сколько же насчитывается таких столбов, оказывается, пока не имеет точного ответа. Я занимаюсь столбами более двух десятков лет и все же не берусь сказать, сколько же всего их установлено. Дело в том, что отметки границы сделаны в каждом месте по-разному, установлены они в разное время, разными организациями и имеют самую разную форму и величину. Это и старый деревянный крест, поставленный на перевале, и ствол дерева с выдолбленной в нем ручкой от символической двери в Европу, каменный тур, наконец, обычный квартальный столб на лесной просеке, к которому прибиты дощечки со сломами «Азия» и «Европа». И все же из большого числа отметок можно выделить широко известные, имеющие капитальную конструкцию и свою историю, наиболее популярные среди туристов. Таких отметок на водораздельном хребте мне известно шестнадцать и три на реке Урал. Я побывал в каждом из этих мест, некоторые видел не один раз.
Первая отметка на границе была сделана сразу после того, как Татищев обосновал проведение границы по Уральскому хребту. В 4 км от Первоуральска автострада, идущая в сторону Свердловска, пересекает невысокий, хорошо заметный перевал. Здесь на небольшой светлой поляне и появился впервые простой верстовой столб, огороженный деревянной оградкой. По сторонам оградки были прибиты металлические пластины со словами «Европа» и «Азия». Позднее здешняя отметка границы менялась, наконец, в 1924 году установили бетонный обелиск. Он стал эмблемой границы и самым популярным ее местом: тысячи экскурсантов, туристов едут сюда со всей страны.
В наши дни это место заново благоустроили. Обелиск облицевали гранитом, площадки вокруг него вымостили, выложив узкую полоску из зеленого камня, обозначающую границу.
Всего в полутора километрах от этого столба находится остановка электрички «Вершина» (1) с четырехметровым массивным обелиском. Этот столб установили во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 г. В Москву на фестиваль с Дальнего Востока ехала молодежь из юго-восточной Азии. Естественно, им было интересно узнать, где кончается Азия и начинается Европа. С этой целью и сделали отметку границы.
Из Первоуральска можно попасть еще к трем столбам. Один из них — на автодороге из Билимбая между деревнями Починок и Тарасково. Трехметровый с рельефным изображением герба СССР и словами «Европа» и «Азия», он выглядит очень внушительно.
Металлический столб с солнечными часами в 4 км от города Верхневинска изготовили туристы клуба «Кедр» и установили в 1985 г. на перевальной точке старой дороги в деревне Пальники, в истоках рек Тагил и Шишим и речки Бунарки. В том же году на автодороге из Ревды в Дегтярск (в 4 км от Ревды) появился один из лучших в этой коллекции шестиметровый оригинальной конструкции памятник. Он сделан по проекту работника Дегтярского рудоуправления Меньшатова и посвящен двухсотпятилетию Ревды.
Летом 1986 года на автодороге Свердловск — Полевской около села Курганове в честь 250-летия научного обоснования Татищевым разделения между Европой и Азией границу отметили шестиметровой колонной серого мрамора.
Интересна и гранитная пирамида высотой около пяти метров в 30 км от Кыштыма Челябинской области на автодороге в поселок Перегусты. Но особенно выделяется деревянный столб, вытесанный из цельного лиственничного бревна, около села Елизаветинского недалеко от города Нижнего Тагила. Он установлен в 1957 году.
Большая группа столбов расположена на территории, прилегающей к Горнозаводской железной дороге. Два из них находятся непосредственно на дороге между станциями Европейская и Хребет Уральский (2), третий — на станции Азиатская. По обе стороны железнодорожного полотна во время строительства дороги в 1878 году были установлены металлические решетчатые четырехгранные пирамиды высотой 6 метров. В верхней части конструкции укреплены металлические пластины со словами «Европа» и «Азия». Эти два столба считаются за одну отметку.
Чугунный, напоминающий башенку-часовню, самый красивый и богатый по форме и затраченным средствам столб «Европа — Азия» находится на автодороге Кушва — Серебрянка в 4 км от поселка Кедровка (3). Он сооружен в 1868 году на средства золотопромышленников Северного Урала. Грандиозный столб Европа — Азия высится недалеко от поселка Уралец (4) на автодороге Нижний Тагил — Висим (родина А. Мамина-Сибиряка). Это бетонная квадратная колонна с шаром-моделью земли и спутниками, а также кораблем «Восток» на металлических «орбитах». Посвященный первым успехам в покорении космоса, памятник 1961 года иногда называют космическим.
Из Нижнего Тагила рейсовым автобусом можно добраться до поселка Синегорье (5), в 2 км от которого дорога пересекает Уральский хребет. Здесь, на хорошо заметном перевале красуется высокая металлическая стела. Ее соорудили в связи с 50-летним юбилеем Великого Октября.
Со станции Теплая Гора той же дороги в направлении Уральского хребта тянется лесовозная дорога. На перевале в высшей точке хребта была сделана отметка границы еще до революции. Когда по дороге стали возить лес, легкую металлическую конструкцию, стоящую на крутом повороте, много раз ломали и восстанавливали. В 1985 году здесь в четвертый раз появился очередной знак «Европа — Азия» в виде модели ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.
На Северном Урале в 8 км от поселка Кытлым, около дороги в Верхнюю Косьву в 1981 году воздвигли металлическую фигуру, напоминающую стрелку-указатель со словами «Европа — Азия». Самый северный столб — шестигранник — находится на железнодорожной станции Полярный Урал (6) на ветке Сейда — Лабытнанги.
А самый южный — около Златоуста у железнодорожной станции Уржумка (7). Сюда добираться удобнее не поездом, а автобусом. Массивная конструкция с кубической колонной завершается бетонным шпилем.
Столб сооружен в связи со строительством транссибирской железнодорожной магистрали и находится под опекой доброго хозяина — коллектива железнодорожной станции Уржумка.
Одно время границу Европы и Азии проводили по реке Урал, и здесь также было сделано несколько отметок. В Оренбурге около моста через реку Урал возвышается пятнадцатиметровая колонна из бетонных блоков с никелированным шаром на шпиле. А в Магнитогорске при въезде на главный мост через реку Урал в 1979 году к 50-летию города по проекту архитектора В. Богуна сделан бетонный символ разделенного на Европу и Азию земного шара. Высокие плоские стелы высятся у моста через реку Урал и на автодороге Угалы — Белорецк около поселка Новобайрангулово. Кроме этих доступных для ознакомления памятных знаков, имеющих строгую форму и капитальную конструкцию, существует еще много других, сделанных геологами, лесниками, туристами, работниками дорожной службы из простейших подручных материалов.
Например, у пролива Югорский шар неподалеку от поселка Амдерма установлен старый якорь с пластинами, где высечены слова «Европа» и «Азия». Около базы геологов Северная Народа из металлических предметов сооружена простейшая конструкция, отмечающая границу.
Я не берусь утверждать, что поиск столбов закончен. И если вы захотите пополнить эту коллекцию, значит, предстоит собирать рюкзак и отправляться в новый поход вдоль мирной границы.
А. КАРЯКИН
г. Лысьва Пермской области
Журнал «Турист» № 4 (292) 1990