Остатки не всегда сладки

В журнале «Турист» № 9 за 1989 год опубликована статья Р. Хасанова «Подростки ищут романтику» о неблагополучии в школьном туризме. К сожалению, та же беда характерна не только для Татарии, но и для Москвы и, видимо, для большинства регионов страны. Причина, похоже, кроется не только и не столько в пассивности ВЛКСМ, незаинтересованности директоров школ и руководства РОНО, а в самой системе школьного туризма, в той незавидной роли,  которую ему отвели высочайшие циркуляры среди других форм внешкольной работы.

Школьный туризм неудобен руководству из-за ответственности и хлопотности и в немалой степени из-за активной позиции самих туристов.

Поэтому из тех крох, что идут на народное образование, туризму перепадает и вовсе мизер не только материальных средств, но и просто внимания. Иными словами, туризм получает остатки из остаточных средств.

Известно, что учитель, окончив педвуз, обычно не получает о туризме ни малейшего понятия (2—3 похода за город не в счет). Лишь немногие увлекаются туризмом самостоятельно. В итоге в Тушинском районе Москвы, например, в 30 школах в последнее время насчитывалось до 8 учителей, рискующих самостоятельно водить в походы выходного дня с ночлегом. Не более 5 учителей способны водить в многодневные походы, и только двое имеют на это формальное право. В большинстве школ нет даже минимального комплекта снаряжения.

Вполне понятно, что при этом основная туристская работа в районе ложится на туристский отдел Дома пионеров. Кто же работает там? В отделе 4 руководителя, имеющих право водить в категорийные походы, и лишь один из 
них с педагогическим образованием. Есть еще 3—4 совместителя, способных вести группы с помощью опытных туристов. Прочим едва по силам походы выходного дня. Отделу как воздух нужны еще 8—10 опытных туристов, но где их взять?

Чтобы стать таковыми, надо ходить в спортивные походы не менее пяти лет. Поэтому опытный турист это, как правило, инженер с приличным окладом, человек семейный. Он еще молод, дела его идут в гору. А в Доме пионеров ему, как не имеющему педагогического стажа, предложат зарплату в 115 рублей. Даже дополнительная нагрузка, съедающая все свободное время, увеличит зарплату до 160 рублей, если он кружковод, и до 190, если методист или культорганизатор. Ставка одинакова и для новичка, и для опытного инструктора. Зато учитель со стажем, хотя новичок в туризме, получит надбавку.

При честном отношении к работе бывшему инженеру придется за меньшую зарплату затрачивать вместо 7—9 до 10—12 часов в день. При этом он головой отвечает за детей, вынужден, как это заведено в самодеятельном туризме, создавать материальную базу кружка, пользуясь неформальными и не всегда законными путями, не имея при этом никаких прав. Поэтому опытных спортсменов в школьном туризме немного.

А что же молодые учителя, неужели нельзя вырастить туристских организаторов из их среды. Можно, но немногие хотят брать на себя лишние заботы. К тому же квалификация учителей после окончания туристских семинаров и школ, по мнению членов московской кадровой комиссии, ниже среднего. Но и после такой учебы надо ждать несколько лет, пока из новичков вырастут опытные руководители.

В настоящее время получить руководителей школьного туризма можно только из числа самодеятельных туристов. Многие из них хотели бы передавать детям свой богатый опыт, но для этого нужны условия.

Собственно, рецепт давно известен. Принимая на работу офицеров, уволенных в запас, органы народного образования засчитывают им срок службы в педагогический стаж с соответствующей надбавкой к зарплате. Но ведь опытный турист, руководивший походами, учил своих товарищей, то есть фактически работал руководителем кружка. Следовательно, нужно засчитывать туристский стаж как педагогический. Инструктор и перворазрядник должны получать надбавки за квалификацию. Это, кстати, будет стимулировать спортивный рост учителей.

Еще сложнее с многодневными походами в каникулы. В один поход, даже на конкурсной основе, можно взять юных туристов не более чем из двух кружков. Иначе будет много обиженных. И еще вопрос, кто будет заниматься на каникулах с остальными 45—50 школьниками, которых руководитель вынужден оставить дома?

Выход есть и в этом случае. Надо оставить за кружководом 2, а за методистом 1 кружок при 12 часах занятий в неделю. Шесть часов будут отрабатываться, как и прежде, в учебное время, остальные пойдут на многодневные походы. При этом исчезнет неизбежная в нынешних условиях переработка. Правда, снизятся формальные показатели охвата школьников кружками, зато меньше будет липы в отчетах и выше качество обучения.

Кстати, о переработке в многодневных походах. Обычно ее предлагают компенсировать за счет занятий в учебное время, но от этого страдают школьники. Честный руководитель на это не пойдет. Таким образом, формально руководитель кружка в многодневных походах не заинтересован. Ответственность большая, приходится за счет личного времени оформлять документы и отчеты, на маршруте рабочий день достигает 16—18 часов, а зарплата идет за семь. Однако туризм без многодневных походов — фикция. Значит, надо заинтересовать в них руководителя, а не эксплуатировать его энтузиазм. Можно, допустим, оплачивать рабочее время в походе из расчета 16 часов в день согласно КЗОТ.

А. АЛЕКСЕЕВ

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий