Выход есть!

Мы продолжаем публикацию откликов на статью главного инструктора Управления самодеятельного туризма ЦСТЭ Г. Стукова «Спасфонд: быть или не быть!» (см. «Турист», 1989, № 10). С первыми письмами наших читателей вы могли познакомиться в январском номере журнала. Ждем писем! На конверте ставьте, пожалуйста, пометку: спасфонд.

Спасфонд: быть или не быть? На наш взгляд, альтернативы здесь нет и быть не может. Во всех цивилизованных туристских державах спасательные службы были, есть и будут до тех пор, пока существует туризм, пока живут люди, предпочитающие активный отдых на природе малоподвижному прозябанию и мещанским удовольствиям. Но как все-таки создать Нормальную материально-техническую базу контрольно-спасательной службы, определяющую в конечном итоге ее структуру и кадровый состав? Во многих странах мира, судя по газетным публикациям, эти вопросы давно решены. Свидетельство тому — оперативная интернациональная помощь, оказанная народу Армении, пострадавшему во время землетрясения. И как нам кажется, следует внимательно изучить опыт организации работы зарубежных спасслужб и заимствовать все рациональное, без каких-либо идеологических комплексов.

Еще один аспект проблемы — наши внутренние трудности. При катастрофическом положении дел практически во всех отраслях народного хозяйства трудно рассчитывать на быстрое решение проблем КСС, укрепление ее материально-технической базы и создание — что немаловажно — собственной системы связи и оповещения. Выход из тупиковой, на наш взгляд, ситуации все-таки существует — это хозрасчет и внутренние ресурсы самого туризма.

Логично, на наш взгляд, закрепить в Положении о проведении туристских походов обязательное внесение взноса каждым участником группы (естественно, официально оформленной). Сумму взноса следует определять в зависимости от места и времени проведения похода. Так, высококатегорийные походы в отдаленные районы, требующие больших денежных затрат, должны «облагаться» соответственно большим налогом. Необходимо учесть и то обстоятельство, что зимой проводить спасработы труднее, чем в летний период. Можно провести районирование территории страны по этому принципу и определить размер взноса для каждого конкретного района.

Так же логично, что формирование страховых фондов целесообразно осуществлять в региональных КСС по месту проведения похода либо туристского мероприятия. Это позволит укрепить материально-техническую базу особо «загруженных» КСС и тем самым облегчит проведение спасработ: привлекать, например, наиболее квалифицированных участников и специалистов, избегать типизации регионально-видовых КСС в обеспечении снаряжением, оборудованием. Отчисления от «доходов» каждой КСС в централизованный фонд необходимы, но процентов 10—15: они могут расходоваться на финансирование работ, связанных с производством туристского снаряжения, на содержание немногочисленного координирующего центра и т. д. Остальными суммами должны распоряжаться только местные КСС.

Однако взносов самодеятельных туристов для решения всех наболевших проблем КСС недостаточно. Поэтому важнейшим источником пополнения спасфондов могут быть централизованные отчисления от доходов планового туризма за счет внесения в калькуляцию путевок стоимости услуг КСС (своеобразный страхсбор).

Особо щепетильный вопрос — так называемые туристские неформалы, или «дикие» туристы. В соответствии с элементарными нормами гуманности не допускаем даже мысли о каких-либо финансовых спекуляциях: спасать просто необходимо. Но, во избежание злоупотреблений, к неформалам да и оформленным группам, избегающим уплаты взносов, следует применять штрафные санкции — выставлять к оплате стоимость проведенных спас-работ в двойном, а может быть, и в тройном размере. Возможно, это заставит многих убежденных «дикарей» пересмотреть свои взгляды на работу КСС либо более внимательно продумывать все свои действия на маршруте. В конечном итоге главное — пройти маршрут без ЧП, не покалечить людей. Если же ЧП произошло по объективным причинам — перед стихией все равны! — стоимость спас-работ начисляется нарушителям в однократном размере.

Кстати, прецеденты существуют: зазевавшиеся рыбаки, унесенные течением на льдине, оплачивают стоимость работы вертолета или катера, участвовавшего в спасательной операции.

Источником доходов КСС могут стать природоохранные дела. Сейчас разрабатываются и утверждаются нормативы, позволяющие точно оценить ущерб, нанесенный виновниками. 

Выполняя функции внештатных инспекторов охраны природы на участках, практически не доступных для штатных инспекторов, члены КСС могут составлять акты и через региональные комитеты по охране природы выставлять иски для возмещения ущерба. По договоренности с местными организациями часть штрафа можно будет использовать для развития базы КСС или создания премиального фонда. Это, на наш взгляд, позволит очистить от мусора туристские тропы и не на словах, а на деле приучать людей бережно относиться к родной природе.

Многое из сказанного выше черновицкий спелеоклуб осуществляет на практике. Организуя для учащихся и трудящихся области платные экскурсии в крупнейшую пещеру края — 80-километровую «Золушку», закладываем в стоимость путевки и страх-сбор. Получаемые таким образом, пусть небольшие, суммы используются для развития материальной базы нашего спелеопоста областной КСС — приобретением касок, аккумуляторных осветителей, аптечек. Это обеспечивает хотя бы незначительную автономию при организации спасработ, а главное, в выполнении превентивных мер, благодаря которым за 13 лет изучения и прохождения пещеры у нас отсутствовали серьезные ЧП. Кстати, черновицкий спелеоклуб «Троглодит» один из первых в нашей стране добился статуса юридического лица и может осуществлять многие из материально-финансовых операций на вполне легальной основе.

А. БОБЫЛЕВ,
В. КОРЖИК,
А. ФИЛИПЕЦ,
члены черновицкого спелеоклуба «Троглодит»

Журнал «Турист» № 4 (292) 1990

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий