В дебрях лесов и глубинах болот

Окончание. Начало в № 7

Ищем свидетелей

…Обратимся к воспоминаниям генерал-лейтенанта Н. Попеля, встретившего войну у самой границы, в Дрогобыче, вместе с бойцами 8-го механизированного корпуса. В ходе боев корпус разделился на две части. Одна, в которой находился Попель, внезапным ударом освободила от нацистов важный железнодорожный узел Дубно в Ровенской области (этот эпизод отражен в первой серии кинофильма «Битва за Москву»). После этого танкисты отошли от леса восточнее Дубно. Там танки, оставшиеся без снарядов и топлива, штабные и грузовые автомобили «вывели из строя и столкнули в овраг» — самый глухой и глубокий в округе, как говорили местные жители.

Тогда же, как вспоминал Попель, «часть документов уничтожили, часть вместе с сейфами зарыли в землю». Где это происходило? Судя по мемуарам Попеля, боевые и транспортные машины, среди которых, возможно, находились броневики и сейфы с документами, были укрыты в одном из лесных оврагов восточнее Дубно. Близ этого места расположены деревни Птыч, Белогрудка и Туковиче Ческе. Нельзя исключать, что старожилы знают и про овраг в лесной чаще, и про танки и автомашины, покоящиеся в нем. Вполне вероятно, что кто-то из них видел, как наша механизированная колонна, негромко урча приглушенными моторами, втягивалась в лес.

В те же дни, несколько восточнее, танкисты совершали переход по лесам близ города Славута. Внезапно разведчики отряда увидели «в лесу, на небольшой поляне, два десятка Т-26. Около них стоял красноармеец». Он рассказал, что танкисты его части загнали свою технику в чащу после того, как израсходовали боезапас и горючее. «Спешенным» танкистам ничего не оставалось, как снять с машин пулеметы, собрать оставшиеся патроны, вывести из строя двигатели и пушки и оставить машины. О том, где находилась поляна с танками, можно приблизительно судить по воспоминаниям Попеля. Он писал, что бойцы, выйдя из лесного лагеря близ оврага и поляны, совершили набег на коммуникации противника, причем взяли с собой две легкие пушки — их перекатывали на руках. После того как красноармейцы взорвали мост северо-западнее Славуты, им пришлось спешно отходить в леса, так как к месту боя шли вражеские войска из деревни Перемышль (очевидно, наиболее близкая часть). Добавим, что, базируясь на лесной лагерь, отряд постоянно высылал дозоры на шоссе Острог — Славута — не за полсотни же километров ходили дозорные!

Нельзя исключать, что подобное могло случиться и с другими частями Красной Армии, пробивавшимися из окружения в 1941 —1942 годах. Оставшись без снарядов и горючего, экипажи загоняли танки, броневики, автомобили, арттягачи, пушки подальше от дорог, выводили из строя двигатели и орудия и оставляли технику в лесах и болотах.

Года три назад члены секции подводного спорта при комитете ДОСААФ 1-го государственного подшипникового завода были в туристском походе по Калининской области. В одной из деревень им рассказали, что неподалеку с 1941 года лежит наш самолет, судя по всему двухмоторный бомбардировщик — то ли дальний ДБ-3, то ли фронтовой СБ. И. Кукушин — тогда он был мальчишкой — хорошо помнит, как горящая машина появилась над деревней, как из нее выбросились два летчика и спустились на парашютах. Самолет же, оставляя за собой хвост дыма, развернулся, видимо, заходя на посадку, но зацепил деревья и упал в болото. Видел Кукушин, как летчики извлекли из обломков кабины останки погибшего товарища — скорее всего, командира экипажа, пытавшегося спасти самолет. Позже в деревню приехала машина, которая увезла летчиков на аэродром…

Находка подо льдом

Место гибели бомбардировщика поисковики нашли быстро, но добраться до него смогли только в декабре, когда мороз сковал зыбкую топь ледяным панцирем. В нем пробили полынью, в которую и спустились аквалангисты.

Видимости никакой, сплошная темная и холодная муть,— вспоминал участник экспедиции А. Яковлев.— Ребятам приходилось на ощупь отыскивать куски металла и поднимать их на поверхность. Так мы достали части крыла, пулемет ШКАС с согнутым при падении самолета стволом, части радиостанции, бомбардировочный прицел, куски пулеметной ленты, фрагменты пилотской кабины. К сожалению, нам не удалось добраться до моторов — по номерам на них можно установить марку машины и даже ее принадлежность к конкретному авиаполку…

Теперь ребятам предстоит продолжить поиск в архивах, найти однополчан, служивших вместе с экипажем погибшего бомбардировщика. Тогда удастся выяснить, кто именно вел бой осенью 1941 года над тверской землей, кто оставался в гибнущей машине до конца, как сложились судьбы уцелевших пилотов. Кстати, быть может, в фюзеляже самолета хранятся какие-то предметы, с помощью которых поисковики найдут ответы на все эти вопросы.

Так было, например, со штурмовиком Ил-2. найденным в 1978 году в Белгородской области. Исследовав обломки машины вместе с военными специалистами, члены экспедиции клуба «Риф» установили, что самолет погиб в бою с вражескими истребителями. На бронекорпусе и остатках фюзеляжа сохранились следы огня, на полу кабины лежали патроны от пистолета ТТ. Видимо, из него стрелял по истребителям техник, которого летчики взяли с собой при перебазировании полка на другой аэродром. После того как перегорели рулевые тяги, штурмовик перевернулся и упал в болото. При осмотре кабины в вещах погибших летчиков нашли фронтовые газеты, письма, другие бумаги, по ним установили время событий. Потом был поиск в архивах, в результате чего стал известен номер авиаполка, нашли сослуживцев, родственников погибших летчиков. Так была раскрыта еще одна из тайн минувшей войны.

И. БОЕЧИН

НАПОМИНАЕМ: КОНКУРС ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Творческий конкурс «Истоки», организованный редакцией журнала «Турист» совместно с Центральным советом Всероссийского общества охраны природы, продолжается и в нынешнем году. Напомним некоторые из его условий. Туристские клубы, советы по туризму и экскурсиям, местные советы и первичные организации ВООП, отдельные любители природы присылают в адрес Центрального совета ВООП (103012, г, Москва, Куйбышевский проезд, 3) фотоальбомы, рассказывающие о том, как группа туристов помогла природе: расчистила родник, добилась закрытия коллектора, загрязняющего водоем, участвовала в посадке водоохранных лесных полос, в обустройстве мест массового отдыха… 

Условностей и ограничений здесь быть не может — лишь бы дело было полезным, а материал — аккуратно и доходчиво оформленным. Перед отправкой на конкурс альбом необходимо завизировать в местном совете ВООП.

Редакция журнала «Турист», в свою очередь, ждет от читателей материалы для публикации: рассказы, очерки, статьи, корреспонденции, репортажи, зарисовки — о природе и деятельности человека на благо ее. Тексты неплохо было бы иллюстрировать рисунками, черно-белыми фотоснимками, слайдами.

Срок подачи материалов на конкурс — до 15 декабря. Для победителей, как и в прошлом году, учреждены следующие награды: дипломы I, II и III степеней, почетные грамоты журнала «Турист» и ЦС ВООП, денежные премии в размере 200 рублей, 150 рублей (четыре), 100 рублей (шесть) и 50 рублей (пять). Лучшие публицистические работы увидят свет на страницах «Туриста», а конкурсные альбомы будут экспонироваться в выставочном зале Центрального совета ВООП.

Журнал «Турист» № 8(272) август 1988 г.

Please follow and like us:

Добавить комментарий