Это один из безопасных способов преодоления бурных рек. Но как сделать переправу и самосъемной?..
Первый из туристов, переправившийся на противоположный берег, закрепляет там грузовую веревку за опору.
При креплении за дерево используют узлы: удавку, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. При креплении за камень, группу молодых деревьев (кустов) применяется простой штык. Подготовка «полиспаста». Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки:
одну петлю из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3—4 метра, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. При вязке петель применяют академический узел или встречный «восьмеркой» с клиновидной закладкой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю — один.
Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре удерживающая петля соединяется карабином с верхней петлей вокруг опоры (см. рис.). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой. Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.
Полученное таким образом подобие полиспаста позволяет даже небольшой группе туристов добиться значительного натяжения грузовой веревки (теоретически выигрыш в силе примерно учетверяется).
Наведение переправы. Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько человек берутся за грузовую веревку и начинают натяжку. Один из туристов, стоящий возле опоры, по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа ослабляет усилия по натяжению, эта петля принимает нагрузку на себя.
После того как достигнута необходимая степень натяжения, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел «восьмерка» (с клиновидной закладкой). В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, т. е. замкнуть петлю вокруг опоры. Затем «восстанавливается» полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку воспринимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли с грузовой веревки и опоры. Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабине грузовой веревки узлом «восьмерка».
Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при «построении» полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин.
Переправа туристов и рюкзаков. Каждый участник похода надевает индивидуальную страховочную систему, и начинается переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку крепится грузовой карабин (лучше с блоком). Посредине транспортировочной веревки вяжется узел «проводник», петля которого вставляется в этот карабин. К нему по очереди пристегиваются участники похода и при помощи товарища, уже находящегося на противоположном берегу и страхующего на исходном «челночным», как говорится, способом, перемещаются над рекой. Транспортировочной веревкой переправляются и рюкзаки. Последним должен переправляться самый опытный участник похода. Это он обязан проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и конец грузовой во время его движения по переправе…
Снятие переправы. Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры. После переправы последнего туриста развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре противоположного берега. Несколько переправившихся берутся за транспортировочную веревку и вытягивают и ее и грузовую на свой берег.
Ю. Богащенко, И. Бормотов, ст. инструкторы пешеходного туризма
Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.