Чемпионат мира по спортивному ориентированию
Карта последнего чемпионата мира по ориентированию на лыжах, проходившего в Финляндии, относится к новому виду программы — спринту. Он был принят на конгрессе Международной федерации ориентирования ИОФ и практически «без разведки» рекомендован для соревнований самого высокого уровня.
В спринте дистанция примерно вдвое короче, чем в обычном заданном направлении на лыжах, а число КП, напротив, больше. Гуще и сетка лыжней, поэтому новый вид не только более быстрый, но и очень напряженный в психологическом отношении. На чемпионате мира 1988 года спринт «пришелся ко двору», так как заинтересовал не только спортсменов, но и организаторов, ведь он требует меньшей местности и усилий при подготовке лыжней.
На женской трассе (6,7 км, 8 КП) чемпионкой стала норвежка Рагнхилд Братберг. Высокая (176 см), стройная, милая и доброжелательная сестра милосердия сейчас считается сильнейшей «универсалкой» (выступает зимой и летом) среди ведущих ориентировщиц мира.
К зимнему старту Братберг готовилась очень целеустремленно, но первую дистанцию (12,1 км( 6 КП) проиграла (всего 36 с) финке Вирпе Юутилайнен. А через день, проявив характер, взяла у нее блестящий, почти абсолютный, реванш — в спринте Братберг показала лучшие результаты на всех полноценных отрезках — трассы (отрезок от последнего КП до финиша — не в счет), кроме одного, от КП 3 до КП 4, выиграв у второй (Юутилайнен) почти полторы минуты. Как видно на карте, Братберг гибко сочетала использование быстрых лыжней, пригодных для «конькового» хода (сплошные зеленые и черные линии) и более медленных, предназначенных для «классики» (штриховые линии). Иногда ради «конька» даже возвращалась — как на отрезке 6—7 (этого не сделала ни одна из четырех советских ориентировщиц, проигравших здесь Братберг от 30 до 60 с). Показать высокий результат Братберг позволило не только ее незаурядное техническое мастерство, но и очень высокая лыжная подготовка.
Путь лучшей в спринте советской спортсменки Валентины Близневской (9-е место) нанесен только там, где отличается от маршрута Братберг, то есть менее чем на четверти трассы. На худшем для Братберг отрезке (3— 4) Близневская выбрала вариант, несомненно, лучший. И хотя наша спортсменка уступила Братберг (проявилась разница в лыжной подготовке), проигрыш здесь был минимальным (14 с) по сравнению с другими участниками трассы. Видимо, Братберг на левый вариант затянуло пристрастие к «коньковому» ходу.
Однако этот путь заметно длиннее и проигрывает по рельефу: в начале его крутой подъем по лыжне, подготовленной для «классики».
Сравнение путей Близневской и Братберг свидетельствует о том, что наша спортсменка прошла трассу вполне квалифицированно. Большой же проигрыш по времени чемпионке мира (более 5 мин) вызван недостаточной лыжной скоростью Близневской, которая к тому же и больше тратила времени на выбор и контроль пути по трассе. То же самое можно сказать и о других трех наших спортсменках, выступавших в спринте. Показательно, что все четверо, допустив отклонение от маршрута чемпионки мира не более чем на четверть длины трассы, уместились в протоколе результатов в интервале менее полутора минут (9—14-е места).
В мужском спринте (9,2 км, 11 КП) первым чемпионом мира стал финн Ханну Копонен. Он не продемонстрировал такого превосходства над соперниками, как Братберг, — выиграл у второго (норвежца Бндара Беньяминсена) всего 4 с. Но зато он проявил другое, важное на трассах спринта качество — прошел дистанцию очень ровно, без заметных взлетов и срывов (места на отдельных отрезках — от первого до восьмого). Беньяминсен выиграл на трассе почти половину — 5 отрезков, но зато на двух был шестнадцатым. Такого разброса по отрезкам спринта нет и у третьего призера, финна Анеси Юутилайнена, у которого Беньяминсен выиграл в итоге всего секунду.
Сильнейший ориентировщик страны по итогам зимних состязаний 1987 и 1988 гг. И. Кузьмин занял 6-е место в 1987 г. на «предпервенстве» мире и 6-е место в первый день чемпионата мира. Оба эти результата являются пока высшими личными достижениями советских спортсменов не только в лыжном, но и вообще в ориентировании.
Расхождение на маршруте с чемпионом мира у Кузьмина также невелико. Их пути существенно разнятся лишь на двух отрезках; К—1 и 6—7, Кузьмин проиграл Копонену примерно по 50 с на каждом. Но при сопоставлении «ниток» и графиков движения различных спортсменов в начале мужской и женской трасс можно заметить, что Кузьмин проиграл Копонену на отрезке К—1 практически на том варианте, на котором Братберг выиграла у всех своих соперниц. Значит, дело не в выборе варианта, а излишней осторожности, с которой Кузьмин начал соревнование. А вот на отрезке 6—7 ошибка Кузьмина вполне очевидна — лишняя петля непосредственно перед КП 7 и заход на него с севера. Это единственная крупная ошибка на счету всех четырех советских спортсменов на мужской трассе спринта. Так, у лучшего из советских спортсменов, Михаила Зорина (8-е место), путь практически совпадает с чемпионским, отличаясь лишь на коротких отрезках 2—3 и 4—5 и на первом, где совпадает с вариантом Кузьмина.
Причина стабильного проигрыша в другом — неуверенное и слишком осторожное прохождение трассы с частыми обращениями к карте для контроля своего движения. Призеры же чемпионата шли рискуя (как Беньяминсен) или на грани риска (как Копонен и Юутилайнен), Все решил опыт выступления в крупных международных соревнованиях, которым наши спортсмены в достаточной мере еще не обладают.
Эти соображения — итог не только простого сопоставления путей и графиков движения спортсменов, но и более широкого анализа с использованием двух важных источников информации.
Первый из них — специальные таблицы, поступавшие к тренерам советской команды на другой день после соревнований. В них были приведены вычисленные на ЭВМ место спортсмена в начале дистанции, место на данном отрезке, а также идеальное время, показанное на этом участке, и проигрыш идеалу в секундах из скорости движения (в с на км). Идеальное время вычислялось как среднее из шести лучших результатов на отрезке — так исключаются всякие случайные достижения спортсменов, лучших на том или ином участке трассы.
Второй источник информации — результаты анализа соотношений в скоростях движения спортсменов по лыжням разного класса, сделанного ленинградским специалистом Л. Лебедкиным. По его данным, среднее соотношение скорости в «коньке» и «классике» равно 1,15:1, то есть преимущество «конька» несколько больше, чем в лыжных гонках. Это соотношение полезно использовать не только спортсменам при выборе пути, но и постановщикам трасс.
С. Елаховский, председатель комиссии ориентирования на лыжах ФСО СССР
Журнал «Турист» № 2 февраль 1989 г.