Воскресенье, 27.05.2018
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

Как живется библиотекам на турбазах
Наступает зима. Любители лыжных походов и экскурсий пакуют рюкзаки, чтобы отправиться на турбазы или в тургостиницы. Многие берут с собой книги. Ведь зимний день короткий. И как приятно после лыжной прогулки по морозцу провести вечер за чтением.

Но тем, кто не захватил с собой любимую книгу, не стоит огорчаться. На турбазах и в тургостиницах есть библиотеки, где можно получить свежую газету или журнал, литературную новинку.

...Прошло больше двух лет с тех пор, как все предприятия и организации профсоюзного туризма перешли на новые методы хозяйствования. Этот переход совершен ради того, чтобы поднять на более высокий уровень качество работы туристских баз и гостиниц. Одно из важных их подразделений — библиотеки. Стало быть, и они подвластны происходящим переменам. В какой же мере их коснулись новые требования? Что изменилось в их деятельности? Какие возникают трудности и проблемы?

На ужгородской турбазе «Свитанок» есть все условия для хорошего отдыха — удобные, по-современному оборудованные комнаты, спортивная и танцевальная площадки, туркабинет, кафе, библиотека. Казалось бы, чего же еще? Но перестройка выдвинула более высокие требования. И вот ускоренными темпами был построен новый корпус под клубную часть. Там разместили киноконцертный зал, бильярдную, видеотеку, бар и библиотеку. Еще одну? Нет. Предоставлено более удобное и просторное помещение для существующей. Сказать, чтобы уж очень неудобно ей жилось, нельзя. Есть службы на турбазе, которые больше нуждаются в улучшении условий. Казалось бы, хозрасчет вынуждает в первую очередь развивать то, что приносит прибыль. До библиотеки ли тут? Но прибыль — не самоцель.

Смысл нового метода хозяйствования в том, чтобы полученные доходы шли на улучшение сервиса, расширение услуг туристам. Новая клубная часть как раз и предоставляет такие возможности. Создавая ее, руководство турбазы «Свитанок» прикинуло, что от этого дела тоже можно получать доходы. В частности, и от библиотеки. Почему бы, например, не организовать в ней платное прослушивание грамзаписей? По желанию посетителей пленки можно и размножать за опеределенную плату. Уже приобретена необходимая аппаратура. Она будет установлена в специально оборудованной комнате.

Может быть, прибыль выйдет и небольшая. Однако вместе с той, которая поступит от показа кинофильмов, видеотеки, бильярдной, концертов, сумма получается немалая.

Работа в новых экономических условиях побуждает осмысливать с иных позиций привычные представления, сложившиеся стереотипы. Взять, к примеру, штатное расписание. Теперь туристским предприятиям дано право самостоятельно определять численный состав своих коллективов. Выявляются сейчас работники, без которых можно обойтись. Так, руководство мукачевской тургостиницы «Латорица» пришло к выводу, что совмещение некоторых должностей и частичное упразднение административного аппарата даст экономию в 40 тысяч рублей.

Но эта реорганизация не коснулась библиотекаря. Коллектив рассудил так: библиотека — важный вид услуг, без нее не будет полноценного обслуживания туристов. Это подтверждается мнением и самих отдыхающих.

— Уже который раз провожу в «Латорице» отпуск с дочерью и внуком, — говорила мне киевлянка Светлана Григорьевна Голубчик. — Нашу семью здесь многое привлекает. И не в последнюю очередь библиотека. Мы не мыслим отдыха без книг, без чтения.

Действительно, книжный фонд здесь хороший. Есть и классика, и популярные произведения современных писателей, и публицистика. Достаточно и периодики — почти все центральные газеты и журналы. Дирекция тургостиницы не экономит на приобретении литературы.

К сожалению, рычаги нового хозяйственного механизма используются не везде так, как надо. Пример тому — турбаза «Эдельвейс», расположенная в Ясинях Закарпатской области. Здесь библиотека крайне примитивная. Ютится в тесной комнате. Негде развернуть книжные выставки, расставить как положено литературу. Нет возможности присесть и спокойно почитать газеты, журналы. На комплектование фонда администрация выделяет мизерные суммы. Например, на периодику лишь триста рублей. Тогда как на «Свитанке» в два раза больше. И не удивительно, что в библиотеке нет даже такой популярной газеты, как «Труд».

Подобных библиотек немало. Вместо того чтобы уделять им особое внимание и оказывать поддержку в новых условиях хозяйствования, руководители туристских организаций кое-где вовсе забыли о них. Все внимание тому, что экономически выгодно, что приносит прибыль. В Пензенской области, например, наметилась тенденция к сокращению туристских библиотек. Особенно на тех турбазах, которые действуют в полную силу не круглый год. Это ничем не оправдано! Скажем, «Чембар» считается турбазой ограниченного функционирования. В основном она приспособлена к работе в летних условиях. Но и в зимний период принимает до 150 человек. И разве справедливо лишать их библиотечного обслуживания?

Не правы, конечно, работники и пензенской тургостиницы «Ласточка». Это крупный туркомплекс, вмещающий одновременно более трехсот туристов. Действует он летом и зимой. Люди останавливаются там на длительное время. Словом, условия такие, что необходима хорошая библиотека. В гостинице же довольствуются всего лишь читальней, книжный фонд которой — двести изданий.

* * *

То, как складывается жизнь библиотек в новых условиях, во многом зависит от их работников. Пока, к сожалению, немногие включились в перестройку. В их деятельности не ощущается заметных перемен. Работа с читателями в основном сводится к простой формуле: выдал — принял. Да и та мало эффективна: от трех до семи книговыдач в день. Это в несколько раз меньше нормы.

Смешно сказать, но на некоторых турбазах не легко найти библиотеку. Нет четких указателей, где она размещается, не вывешено расписание ее работы. Я не видел, чтобы кто-то из библиотекарей встречал приезжающие группы, знакомил их с литературой.

Есть, конечно, исключения. В числе их Маргарита Натановна Ландау — старший библиотекарь тургостиницы «Латорица». Она не ждет читателей, а сама идет к ним. Устанавливает контакты, приглашает в библиотеку. По местному радио сообщает о предстоящих встречах и обсуждениях, связанных с книгой, информирует о поступивших новинках.

— Если приходит хотя бы несколько человек, — рассказывала Маргарита Натановна, — читаю им отрывки из произведений, к которым хочу привлечь внимание. Устраиваю премьеру книги, которая недавно вышла в свет.

Особенно старается М. Ландау помочь приехавшим попутешествовать по Закарпатью, лучше познать край, познакомиться с его историей, достопримечательностями, традициями и обычаями. Она делает экспресс-обзоры литературы на темы: «Закарпатье — цветущий край», «Наш город Мукачево», «Что ты знаешь о гуцулах?». Постоянно действует выставка «Туристу о Закарпатье», на которой представлена не только краеведческая литература, но и книги местных писателей, поэтов, а также карты, атласы, альбомы.

Что бы ни проводила Маргарита Натановна — литературный ли вечер, беседу или диспут, она непременно наряду с книгами использует наглядную агитацию, грамзаписи, слайды, выступления художественной самодеятельности. Все это привлекает посетителей, оставляет у них глубокое впечатление. С интересом участвуют отдыхающие в конкурсах, викторинах, на которых в занимательной форме пропагандируется литература и искусство Закарпатья.

В числе тех, кто хорошо работает, и М. Янушак. Ее портрет красуется на доске Почета коллектива турбазы «Закарпатские зори», что находится в Косове Ивано-Франковской области.

Нередко работники библиотек оправдываются тем, что не располагают богатым книжным фондом. Такие претензии высказывали и закарпатские, и пензенские библиотекари. Верно: областные бибколлекторы не очень-то жалуют туристские предприятия. Если и высылают им что-то стоящее, то непременно с нагрузкой. В результате на турбазы попадает случайная литература, например, по плотницкому делу, ботанике, пчеловодству... Скапливается много дублетных изданий.

— В этом отчасти виноваты сами библиотекари, — заявила заведующая отделом комплектования пензенского областного бибколлектора М. Гиверц. — За последние три года я не видела, чтобы кто-то из них приезжал за книгами, требовал то, что нужно.

Упрек справедливый. У библиотекарей есть возможность приобретать литературу по многим каналам. Они могут получать ее «книга — почтой», покупать в книжных магазинах, брать взаимообразно в массовых библиотеках — городских, районных, сельских. Но мало кто так делает. Вот и оборачивается нежелание потрудиться сложностями, недостатками.

Хозрасчет несовместим с инертностью, пассивностью. Он вынуждает и побуждает к трудовой напряженности, творчеству. И естественно, если в коллективе кто-то работает не в полную силу, это вызывает недовольство. Вот и слышатся подчас в адрес библиотекарей, не вошедших в новый трудовой ритм, справедливые укоры. Дескать, не порядок это, когда у библиотекаря и инструктора нагрузка и ответственность разные, а зарплата и отпуска одинаковые. Одному приходится неделями, без выходных водить группы, переносить трудности походной жизни, отвечать за людей. А другой ничего подобного не испытывает, «дремлет» на рабочем месте. Такая уравниловка не на пользу делу.

Подобных суждений не возникало, если бы библиотекари не только усилили, но и расширили сферу своей деятельности. Старались бы в общий трудовой вклад коллектива вносить по возможности большую лепту. Разве не под силу им распространять газеты и журналы? Или заниматься с детьми, пока их родители на экскурсии или в походе?

Могут библиотекари помогать туристам лучше готовиться к походу. «Пройти» с ними по книгам предстоящий маршрут, предварительно знакомить с теми достопримечательностями, которые им встретятся. А потом устраивать веселый конкурс на лучшее знание маршрута.

А сколько полезного они способны сделать, чтобы «вооружить» коллектив турбазы знаниями экономики, передового опыта, новых методов хозяйствования! На эту тему много публикаций, в том числе и в журнале «Турист». Разве не разумно собирать их в специальную папку и знакомить с ее содержанием сотрудников?

Да мало ли чем может быть полезна библиотека! Стоит только захотеть. А стимул заинтересованности есть. За расширение сферы деятельности библиотекари могут рассчитывать на дополнительную оплату. Многие работают на полставки. Время у них найдется, чтобы потрудиться сверх своих основных обязанностей.

Однако активность библиотекарей зависит не только от их желания или материальной заинтересованности. Но и от умения, от того, как они подготовлены к работе в новых условиях. Что же было сделано в этом направлении? Изменились ли программы обучения библиотечных работников? Ни в центре, ни на местах руки до этого еще не дошли.

* * *

Может быть, то, о чем я написал, у кого-то вызовет недовольство, раздражение. Дескать, идет внедрение нового хозяйственного механизма. Столько возникает трудностей, экономических проблем. А он — о библиотеках. И до них, мол, очередь дойдет. Всему свое время.

Думать так — значит вредить перестройке. Она ведь касается всех и не терпит отлагательств. Чем скорее будет обращено внимание на положение библиотек сегодня, а не завтра, проявлена о них забота, тем значительнее окажется их вклад в происходящие перемены.

А. РУДОВ, наш спец. корр.

Журнал «Турист» № 11 ноябрь 1989 г.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (21.03.2016)
Просмотров: 211 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2018 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz