Воскресенье, 27.05.2018
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

Инициатива и творчество
А. АБУКОВ, председатель Центрального совета по туризму и экскурсиям

В связи с тем, что с 1 января 1989 г. все предприятия (объединения) и организации туристской отрасли перешли на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, наш корреспондент О. Фоменко обратился к председателю Центрального совета по туризму и экскурсиям А. АБУКОВУ с просьбой ответить на несколько вопросов.

Корреспондент. Алексей Хуршудович, вся туристская отрасль перешла на полный хозрасчет. На что, прежде всего, следует обратить внимание коллективам туристских предприятий, объединений и организаций?

А. АБУКОВ. Переводу предприятий (объединений) и организаций системы туризма профсоюзов на полный хозрасчет и самофинансирование предшествовала большая работа по внедрению новых методов хозяйствования. Особое внимание сейчас обращается на подготовку и переподготовку кадров. Для этого регулярно проводятся кустовые совещания, семинары, целевые занятия с руководителями и специалистами советов по туризму и экскурсиям, туристско-экскурсионных объединений, тургостиниц, туристских баз и кемпингов. Подготовлены и утверждены необходимые нормативно-методические документы; они доведены до каждого совета, объединения, предприятия, организации. Серьезное значение в новых экономических условиях придается обобщению положительного опыта предприятий и его распространению.

Нас беспокоит слабая экономическая подготовленность кадров на всех уровнях, особенно в низовых организациях. Большую озабоченность вызывает и тот факт, что в отдельных советах есть еще немало убыточных предприятий. На эти моменты и нужно обратить, прежде всего, внимание коллективам всех предприятий, городских, областных, краевых, республиканских и Центрального советов по туризму и экскурсиям. Необходимо осуществить намеченные меры, которые позволили бы к началу тринадцатой пятилетки ликвидировать убыточность всех хозяйств.

Корреспондент. Часть туристских предприятий уже с середины 1987 года участвовала в эксперименте по внедрению полного хозрасчета и самофинансирования. Что он показал?

А. АБУКОВ. С середины 1987 года 15 предприятий восьми советов были переведены, в порядке эксперимента, на полный хозрасчет и самофинансирование. Все они не только успешно справились с планом второго полугодия, но и значительно его перевыполнили. Объем туристско-экскурсионных услуг составил 103,8, прибыли — 125,7 процента к плану. Только этими предприятиями оказано услуг на 44,3 млн. рублей, получено прибыли более 6 млн. рублей, в том числе сверхплановой — 1,2 млн. руб. Среднемесячная заработная плата, что немаловажно, по 15 предприятиям на одного работника возросла со 139 до 156 рублей.

В коллективах появилась заинтересованность в предоставлении дополнительных платных услуг туристам и экскурсантам, в получении дополнительной прибыли, от величины которой зависит сумма фондов экономического стимулирования. Впервые предприятиям была предоставлена самостоятельность в планировании, установлении численности работников, доплат и надбавок, использовании фонда заработной платы, фондов экономического стимулирования. Это способствовало развитию инициативы работников предприятий в выявлении дополнительных резервов для получения сверхплановой прибыли и улучшения качества обслуживания туристов и экскурсантов.

Получив самостоятельность, предприятия стали сами совершенствовать структуру своего управления без давления «сверху», проводить аттестацию работников, составлять планы, повысили ответственность за использование материальных и трудовых ресурсов. Сотрудники кишиневской гостиницы «Космос», например, провели большую организационную работу и в два этапа изменили штатное расписание. Численность сотрудников гостиницы сократилась на 87 человек (вместо 445 стало 358). За счет экономии фонда заработной платы семидесяти двум работникам установлены надбавки и доплаты от 20 до 35 рублей. По-новому подошли в гостинице и к составлению плана на 1988 год. По всем подразделениям были приняты напряженные планы по объему услуг и товарообороту.

Немало сделал для повышения рентабельности коллектив минской гостиницы «Турист». Опираясь на мнение комиссии по внедрению новых методов хозяйствования, созданной в гостинице, в коллективе наладили строгий учет и контроль за использованием материальных и трудовых ресурсов. За счет снижения издержек обращения, например, получили прибыль в 13 тыс. рублей. Снижены транспортные расходы, получена экономия по другим статьям.

В Белорусском республиканском совете, например, реорганизовано шесть областных советов и на базе предприятий и организаций, входящих в эти советы, созданы туристско-экскурсионные производственные объединения. В результате совершенствования структуры здесь только в первом полугодии 1988 года сокращена штатная численность на 295 человек, экономия фонда заработной платы составила за этот период 451 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата с учетом выплат из фонда материального поощрения, доплат и надбавок в среднем по республиканскому совету составила 192 рубля — на 48 рублей больше, чем в первом полугодии 1987 года.

С 1 января 1988 г. на условия полного хозрасчета и самофинансирования дополнительно было переведено 167 предприятий (объединений) и организаций, В новых условиях хозяйствования предприятия выполнили установленные планы первого полугодия 1988 года в целом по ЦСТЭ на 103,0 процента, сверх плана предоставлено услуг на 50,1 млн. рублей, план по прибыли выполнен на 119,8 процента, сверхплановой прибыли получено за этот период 19,8 млн. рублей. Прирост к первому полугодию 1987 г. составил: по объему услуг 18,3 процента или 193 млн. рублей, по прибыли — свыше 30 процентов или 29 млн. рублей, в то время как прирост по этим показателям в 1987 году в отношении к 1986 г. соответственно составил (до перехода на новые методы хозяйствования, полный хозрасчет и самофинансирование) 10,7 и 5,8 процента. Увеличилось число предприятий, выполнивших план по основным показателям (объему услуг) с 1237 до 1529, прибыли — с 1241 до 1493. Число убыточных предприятий сократилось с 219 до 189.
Несколько улучшилось качество обслуживания туристов и экскурсантов.

Всего в условиях полного хозрасчета и самофинансирования в 1988 г. работало более 500 предприятий, объединений и организаций с общим объемом реализации туристско-экскурсионных услуг и выполненных работ в 1,2 млрд. рублей или более 40 процентов от общего объема по Центральному совету в целом.

Корреспондент. Фонд материального поощрения — один из рычагов повышения производительности труда и улучшения обслуживания туристов. Как, по-вашему, этим рычагом должны правильно пользоваться руководители учреждений и организаций туристской отрасли?

А. АБУКОВ. Фонд материального поощрения создается на предприятиях и находится в прямой зависимости от результатов труда. Расходуется данный фонд по смете, утверждаемой совместным решением администрации и профсоюзного комитета.

Предприятия самостоятельно разрабатывают положения о премировании, где конкретно, в зависимости от профиля деятельности предприятия, конечных результатов и качества труда каждого работника устанавливаются показатели, условия и размеры премирования.

Кроме выплат премий средства фонда материального поощрения используются на выплату вознаграждения по итогам работы за год, единовременное поощрение за выполнение особо важных заданий по коренному улучшению качества и дальнейшему развитию прогрессивных форм организации туристско-экскурсионного обслуживания, оказание единовременной материальной помощи, оплату работникам очередных отпусков, поощрение членов добровольных народных дружин (ДНД), народных контролеров, членов добровольных пожарных дружин. Единовременное поощрение может производиться как в форме денежного вознаграждения, так и в форме подарков.

При разработке пятилетних и годовых планов предприятия могут направлять по согласованию с трудовыми коллективами часть средств этого фонда в фонд социального развития для использования в первоочередном порядке на финансирование строительства объектов социального назначения (жилья, учреждений детских, дошкольных, культурно-бытового и оздоровительного назначения, лечебно-профилактических и других).

Корреспондент. Сейчас на социально-бытовые вопросы обращается серьезное внимание. Как в связи с переходом на полный хозрасчет и самофинансирование будут они решаться на туристских предприятиях и в организациях?

А. АБУКОВ. В условиях полного хозрасчета и самофинансирования предприятия должны утверждать планы социального развития своих коллективов, предусматривать планомерное решение социальных проблем, исходя из собственных и заемных средств. Фонд социального развития трудовые коллективы могут использовать в соответствии с утвержденной сметой на жилищное строительство, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, приобретение медикаментов, путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха, на туристские базы и маршруты по территории Советского Союза, экскурсии и путешествия, на удешевление стоимости питания в столовых (буфетах), профилакториях, детских садах, пионерских и оздоровительных лагерях.

Средства этого фонда могут также использовать на строительство дорог, водопровода, электрификацию и другие работы по благоустройству коллективных садов, на предоставление безвозмездной материальной помощи на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство (для первоначального взноса), на выделение молодым семьям беспроцентной ссуды на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством и на другие цели, предусматриваемые мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов. Помимо этого средства фонда социального развития расходуются на возмещение убытков по содержанию жилищно-коммунального хозяйства, на содержание легкового автомобильного транспорта для служебного пользования.

Средства предприятий стали активнее использоваться по целевому назначению. Например, за счет средств фонда развития производства, науки и техники Днепродзержинское бюро путешествий и экскурсий планирует строительство туристской гостиницы на 120 мест стоимостью 500 тыс. рублей. Другие предприятия реконструируют старые туристские учреждения, разрабатывают новые маршруты, строят необходимые производственные объекты, повышают комфортность номеров в гостиницах и т. д.

Корреспондент. Алексей Хуршудович, сейчас уделяется много внимания кооперативной деятельности и семейному подряду. Как эти проблемы решаются в туристской отрасли?

А. АБУКОВ. Так же как и в других отраслях народного хозяйства, в системе туризма внедряется бригадный, семейный и арендный подряд, создаются кооперативы. Для оказания в этом практической помощи на предприятия, в организации системы направлены необходимые разъяснения.

Сейчас при предприятиях и организациях системы ЦСТЭ зарегистрировано и работает более ста кооперативов: туристско-экскурсионных, спортивно-оздоровительных, общественного питания, бытового обслуживания, торговых, по производству товаров народного потребления, строительных и прочих (реклама, видеосалоны и др.).

Объем кооперативных услуг составляет уже миллионы рублей.

С июня 1988 года на арендный подряд перешла убыточная туристская база «Щербинка». Инициатором его внедрения стал О. Д. Грибков, проработавший в системе туризма профсоюзов четверть века. С переходом на подряд улучшилась организация труда рабочих, специалистов, повысилась их инициатива, совершенствуется учет показателей и затрат на производство.

В результате разъяснительной и организаторской работы повысился коэффициент загрузки с 50 до 90 процентов, у работников турбазы «Щербинка» возросла заработная плата в среднем с 97 до 120 рублей, вместо плановых убытков 16,6 тыс. руб. на 1988 год уже к 1 октября была получена прибыль 12 тыс. руб.

На арендный подряд переведены с 1 января 1989 года туристские базы «Клязьма» (Московский облсовет), «Планерская»  (Крымский облсовет), хозрасчетное подсобное хозяйство «Горбаневка» (Полтавский облсовет) и ряд других.

Корреспондент. Какие главные направления дальнейшего развития туризма стоят перед отраслью и как они будут внедряться в жизнь?

А. АБУКОВ. Основные этапы перспективного развития туристско-экскурсионного обслуживания определяются задачами коренной перестройки социальной сферы в целом, необходимостью ее ускоренного развития.

Правительственное решение по коренной перестройке сферы платных услуг населению обязало туристско-экскурсионную отрасль увеличить объем реализации услуг в 1995 году в 3 раза по сравнению с 1987 годом.

Предусматривается максимальное использование материальной базы туризма, особенно за счет продления сезона работы туристских учреждений, строительства новых объектов, и в первую очередь, для родителей с детьми, а также перепрофилирование действующих предприятий на семейный отдых, создание в 1988—1989 годах во всех курортных зонах страны хозрасчетных организаций по комплексному обслуживанию трудящихся, прибывающих без путевок: обеспечение питанием, жильем, билетами на транспорт, культурно-экскурсионными мероприятиями при широком использовании индивидуального жилищного фонда и других жилых помещений.

Намечено расширить предоставление туристам дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость путевки. Имеется в виду прокат спортивного и туристского инвентаря, проведение платных культурно-массовых и оздоровительных мероприятий. В тринадцатой пятилетке доля таких дополнительных услуг будет увеличена не менее чем на 10—15 процентов от стоимости путевок. Планируется создать культурно-спортивные комплексы, центры досуга, игротеки и павильоны игровых автоматов, видеосалоны и видеотеки.

В дальнейшем за счет вовлечения в туристско-экскурсионное обслуживание ресурсов смежных отраслей народного хозяйства, а также ежегодного увеличения собственного автопарка к 2000 году должны быть полностью удовлетворены потребности населения в туристско-экскурсионных услугах. Для этого необходимо довести их объем до 9—10 млрд. рублей в год.

Словом, полный хозрасчет и самофинансирование открывают перед предприятиями (объединениями) и организациями туристской отрасли огромные перспективы. И важно правильно и творчески распорядиться теми возможностями, которые поднимут наш туризм на более высокую ступень.

Журнал «Турист» № 3 1989 г.

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (21.03.2016)
Просмотров: 198 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2018 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz