Снег и парус — с легкой руки руководителя экспедиций журнала «Турист» Александра Смычковича каждую зиму эти понятия объединяет очередное интереснейшее путешествие.
Команда столичных парусников, открывающих новые нестандартные маршруты, состоит из опытных бывалых туристов. Это инженер-строитель из института Генплана Москвы Алексей Рябченко, кандидат физико-математических наук сотрудник Физического института Академии наук СССР Валерий Чечни, коллега по работе А. Смычковича Андрей Свадковский — ведущий инженер Акустического института, младший научный сотрудник Центрального НИИ экспериментального проектирования промышленных и культурно-туристских комплексов Сергей Смычкович. Наконец, Сергей Клепиков — научный сотрудник Госцентра по изучению природных ресурсов.
Прежние годы эта команда путешествовала в одиночку. Теперь у них появились друзья-соперники из Зеленограда. Их команду возглавляет председатель комиссии парусного туризма оператор ЭВМ Геннадий Кабанов, В его группу вошли зеленоградцы — рабочий Владимир Джалалов, архивариус Вера Парфенова и работник комбината монументально-декоративного искусства Владимир Бабенков.
Оба отряда решили проверить ходовые качества своих снежных кораблей и собственные туристские возможности в походе по Заполярью. Так впервые на севере состоялась необыкновенная снежно-парусная регата. Фотоочерк и заметки о путешествии наперегонки из Воркуты по Большеземельской тундре к Диксону предлагаем вашему вниманию в этом и следующем номерах журнала.
«Полисмен в медвежьей дохе, освещенный рыжим пламенем костра, поднял сжатый в руке револьвер. До полуночи оставались секунды. Громыхнул в морозном воздухе выстрел, и полсотни бородачей ринулись на пустое пространство участка забивать заявочные столбы, а потом — опрометью назад к своим нартам, чтобы гнать собачьи упряжки через белое безмолвие страны Юкона и Клондайка в далекий Доусон… Победителю гонок доставался золотой прииск стоимостью в миллион, а в жены — женщина, «равной которой еще не родилось на свет».
Через много лет в наше, бесконечно далекое от романтики «северных рассказов» Джека Лондона время мы тоже вышли на старт многокилометровой арктической гонки. Правда, сейчас вместо собак «запрягали» в нарты ветер. Да и нарты наши скорее были похожи на снежные яхты, сверкающие на солнце металлом изящных мачт в паутине тросов. Рядом в последних приготовлениях суетятся экипажи. Скоро заскрипят в блоках шкоты, взовьются, наполнятся ветром паруса, и сама тундра ринется нам навстречу. И пусть победителю теперь вместо миллиона и красавицы назначен сорокапятирублевый электросамовар — азарта не убудет. Ведь никто из нас не считал себя новичком на Севере. А к выбранному пути по Большеземельской тундре за Полярный Урал, через залив Карского моря и полуостров Ямал, к Таймыру с уважением отнеслись бы Смок Беллью, Толстый Олаф и их многочисленные конкуренты-золотоискатели.
Официально гонка началась еще несколько дней назад в… Москве с отправлением скорого поезда в заполярную Воркуту. А через два дня мы выгрузились на площадку перед маленьким, заваленным снегом вокзалом шахтерского поселка. Рядом поставили палатку, перекусили и стали собираться. Сборка в целом не встретила затруднений, не считая строгого выполнения закона Паркинсона: «В любом деле успех достигается после исчерпания всех возможных в нем глупостей».
Наступило долгожданное 5 апреля.
Соперники благородно и терпеливо ждут нас, чтобы начать маршрут одновременно. С Геннадием Кабановым, предводителем команды Зеленоградского совета ВДФСО профсоюзов, мы договорились, что победителем будет считаться первый, достигший почтового отделения поселка Диксон. В случае если группа завершит маршрут в другом населенном пункте, то выиграет тот, кто подойдет к Диксону ближе.
Наконец, все готово к дороге, и мы выстраиваемся перед фото- и киноаппаратами. Быть может, это будут первые и последние кадры, когда обе группы в походном порядке находятся вместе. Короткие рукопожатия, подарки, пожелания удачи. Теперь — полный вперед!
Идея использования паруса в зимнем путешествии не нова. Нансен пользовался парусом в переходе по Гренландии. Ему же принадлежат слова: «Я полагаю, что если мы обратим внимание на силы, существующие в самой природе и попытаемся работать заодно с ними, а не против них, то мы найдем наиболее верный и легкий путь к полюсу». Нансен имел в виду дрейфующие льды. Но это можно отнести и к ветру, властвующему в северной пустыне.
Вспомним антарктическую экспедицию Дугласа Моусона и других путешественников. Со временем и туристы в своих походах начали использовать «даровую» силу ветра. Восемь лет ходит с парусом зимой группа Г. Кабанова. Много сотен километров отмерил его одометр по Заполярью. Совершенствовалась и конструкция парусного буксировщика. Это своеобразная нарта на двух пластиковых «прыжковых» лыжах, с мачтой и двумя парусами. Сзади торчит длинная т-образная ручка. Груз укладывается на нарту, а экипаж, когда позволяет ветер, скользит за ней на лыжах сзади, держась за ручку или цепляясь на веревке. При слабом ветре нарта движется сама или ее тащут запряженные спереди в лямки любители «оседлать ветер».
(Окончание в № 4)
Журнал «Турист» № 3 1989 г.