…Стелятся под колеса велосипедов дороги Калужской области, одного из красивейших уголков средней полосы России. Крутые подъемы чередуются со стремительными спусками. Не устаешь восхищаться живописными старинными городами Калужской земли: Козельском и Юхновом, Медынью и Малоярославцем. Но даже в их ряду город Боровск отличается редким своеобразием. Вокруг него, на холмах — поля, рощи, сбегающие к реке села, а на горизонте, куда ни посмотришь, — лес. Воспоминание о дремучих, почти непроходимых борах сохранило имя города.
Застройка Боровска долгое время оставалась деревянной. Известно, что в XVIII веке лишь в четырех обывательских домах были каменные покои. Пожары уничтожали часто чуть ли не по полгорода. Поэтому и трудно сейчас отыскать здесь деревянные дома, возраст которых превышает столетье.
И вдруг между низкорослых деревянных построек показывается взметнувшийся ввысь стальной обелиск покорителям космоса. У подножия его — бюст К. Э. Циолковского. Действительно, двенадцать лет жизни основоположника современной космонавтики связано с Боровском. Константин Эдуардович приехал в захолустный городишко в январе 1880 года, назначенный «исправляющим должность учителя арифметики и геометрии» в уездном училище.
Рядом с мемориалом покорителям космоса стоит здание уездного училища. Есть в городе музей-квартира ученого.
Если с высокого холма взглянуть на Боровск, откроется незабываемая панорама: голубая лента Протвы, многократно пересекающая бывшую Старую Московскую дорогу (ныне Коммунистическую улицу), утопающие в садах домики и на каждом из многочисленных окрестных холмов разнообразные силуэты церквей: скромный Благовещенский собор, воздушная церковь Бориса и Глеба, массивный Покровский собор и другие.
Но главная достопримечательность впереди. Это раскинувшийся на выезде из города древний Пафнутьев-Боровский монастырь, основанный в середине XV века. Расположенная у впадения в Протву речушки Истермы, бывшая крепость имеет толстые стены с бойницами верхнего и подошвенного боя и шестью трехъярусными башнями. Искусственные пруды, устроенные на Истерме, почти вплотную подходят к северным и западным пряслам стены. Отделенные от речки широким валом, они в свое время играли роль дополнительного защитного пояса крепости. Теперь вал превратился в чудесную прогулочную аллею, а на берегах прудов приятно отдохнуть перед тем, как приступить к подробному знакомству с бывшим монастырем.
…История оказалась щедра к этому затерявшемуся среди лесов городку. Боровск долгое время был одним из пограничных городов Московского государства, а Пафнутьев монастырь его основной цитаделью. Укрепления, очевидно, вполне соответствовали требованиям, предъявляемым в те времена к оборонительным сооружениям. Летописец повествует, что в Смутное время в начале XVII века «…литовские люди и русские воры не взмогоша ему приступом ни-чтож сотворити». И только в результате измены войска Лжедмитрия II овладели крепостью.
Но не одни лишь кровопролития связаны с Пафнутьевым монастырем. На полтора века раньше нашествия самозванца коснулась стен собора Рождества Богородицы кисть всемирно известного русского художника Дионисия. Но уже в XV веке собор, к сожалению, был разобран, и фрески не сохранились. Известно только, что его «стенным писанием дивились сами самодержцы русской земли».
Во второй половине XVII века Боровск становится одним из центров русского старообрядчества. Этому сопутствовало стечение обстоятельств. В 1665 году сюда сослали одного из вдохновителей этого движения протопопа Аввакума Петрова.
Продолжательницей дела мятежного протопопа в Боровске стала известная всем по картине В. Сурикова боярыня Феодосья Морозова, заточенная здесь в воеводскую земляную тюрьму вместе со своей сестрой княгиней Евдокией Урусовой. Жители города сочувствовали женщинам, содержавшимся в особо тяжелых условиях, и помогали, чем могли. В Москве, прознав об этом, наказали виновных, а пленницам ужесточили режим, и в 1675 году они обе умерли от лишений и голода.
Не миновало Боровск и нашествие Наполеона (в доме № 12 по сегодняшней улице Ленина император останавливался после битвы за Малоярославец). Сильно пострадал город в годы Великой Отечественной войны. Эти, как и все вышеописанные события, нашли свое отражение на стендах музея.
— Чьими же руками создавалась эта содержательная экспозиция? — обратились мы с вопросом к экскурсоводу Вере Михайловне.
— В основном усилиями Алексея Алексеевича Антипова. В свободное от работы время он колесил по городу и окрестным селам, собирая утюги, водостоки с фигурными украшениями, весы. Словом, все, чего касались трудолюбивые руки наших предков. Узнав, что он стремится создать музей быта их родного города, люди охотно отдавали старинные предметы, делились воспоминаниями.
Поиски нередко заканчивались открытиями. Однажды пришло письмо от грузинских историков: «Найдены документы, из которых следует, что в XVII веке святые отцы Грузии, следуя на Русь, регулярно останавливались в стенах Пафнутьева монастыря. Не существует ли в Боровске вещественного подтверждения этой записи?»
Такого подтверждения не было. Но Алексей Алексеевич искал. И вот в одной из церквей обнаружил икону Иверской Богоматери с характерным грузинским крестом на обороте. Находка означала: Боровск сыграл огромную роль в развитии дружбы между Грузией и Московским государством.
Заведующий Боровским филиалом Калужского краеведческого музея Виктор Осипов водит нас по залам музея.
— В последние годы наш город переживает небывалый подъем, возрождение своего исторического и культурного
прошлого, — рассказывает он. — В мае 1987 года сход горожан принял решение самостоятельно восстановить здание бывшего Спасо-Преображенского собора, портившее своим неприглядным видом центр города. Воскресные отряды добровольцев возглавили председатель горисполкома В. Канунников и секретарь Боровского отделения ВООПИК Л. Рудюк. Работы идут полным ходом. Резко возрос и интерес любителей туризма к нашему городу. Число экскурсантов могло бы быть весьма значительным, имей мы возможность размещать людей на ночлег. Помещения, которые легко переоборудовать под туркомплекс, имеются в изобилии в строениях Пафнутьева-Боровского монастыря, но их занимает Заочный сельскохозяйственный техникум. Считаю, что настало время перевести его в современное, хорошо оборудованное здание, а в бывшем монастыре создать историко-архитектурный заповедник, разместить комфортабельный туристский комплекс.
…Последний раз мелькнул за холмом гостеприимный русский город, чья современная жизнь еще и сегодня тесно переплетена с природой, рекой, огородами, многочисленной живностью в доме. И даже новостройки, окружившие кольцом его старинную часть, не развеивают впечатления, что только что ты побывал в исконной коренной России, пообщался с ее людьми, размашистыми в работе, скрупулезными в сохранении своего прошлого, прикоснулся к истории.
Журнал «Турист» № 3 март 1989 г.