Московский городской центральный туристский клуб четыре десятилетия занимается подготовкой общественных туристских кадров. У истоков этой работы стояли С. Болдырев, Н. Михайлова, И. Войтихов. Школа младших инструкторов московского клуба в 1950— 1951 годах дала столице чуть более 40 инструкторов, а сейчас в 74 школах города по подготовке общественных кадров обучается более двух тысяч человек, причем 43 школы полностью работают при МГЦТК.
Но несмотря на растущее год от года количество подготовленных руководителей походов и инструкторов для более чем девятимиллионного города, их все же не хватает. Естественно, что Московский городской совет Всесоюзной федерации туризма, Московский городской центральный туристский клуб обеспокоены.
Ныне средства, выделяемые из профсоюзного бюджета на обучение, составляют шестую часть общего расхода. Понятно, что без денег профсоюзных организаций, для которых мы готовим эти кадры, без средств самих участников улучшить обучение трудно, но… Бесчисленные «но» не позволяют развернуть работу на надлежащем уровне.
Проводить учебные занятия на самоокупаемости затрудняет, прежде всего, дефицит учебных пособий по самодеятельному туризму. Единственное спасение — методические рекомендации ЦРИБ «Турист» да еще брошюры из серии «Мир туристских интересов» в Профиздате. К тому же многие методички ЦРИБа «Турист» устаревают к моменту подписания в печать. Вот и получается, что основные знания по технике и тактике передаются в изустной форме, что характерно для фольклора, но вряд ли полезно при растущей сложности самодеятельных походов. Ведь дело касается жизни людей.
Учебный процесс немыслим без широкого арсенала технических средств обучения, кинофильмов, плакатов, слайдов. Однако ничего этого в распоряжении туристов нет. Отдельные усилия отдельных клубов, газет, журнала «Турист» проблему не решат. Думается, федерация туризма с помощью Института повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций ЦСТЭ может и должна определять, какую учебную литературу издавать.
На нынешних семинарах и в школах туризма преподают определенные знания и воспитывают походные навыки. Физическая тренированность туриста остается как бы за кадром. Правда, проводятся разного рода практические занятия, кроссы, соревнования, но в основном турист должен тренировать себя сам. Клубы не располагают тренажерными и спортивными залами, не имеют элементарных душевых, раздевалок, поэтому магическая формула «я выбираю бег» — единственное средство воспитания выносливости, доступное клубной туристской общественности.
Можно было еще сказать и об общесоюзных проблемах, беспокоящих клуб. Скажем, МГЦТК, чтобы минимально удовлетворить заявки тех же туристских школ, летом вынужден отказывать в снаряжении коллективам физкультуры, так как счет кошек, карабинов, веревок идет на единицы и сантиметры. Да и снаряжение, получаемое по фондам, не всегда отвечает элементарным требованиям.
Конечно же, мы ищем выход из создавшегося тяжелого положения, обращая главное внимание на безопасность. Именно поэтому МГЦТК с 1985 г. начал проводить учебно-тренировочные сборы на принципах самоокупаемости сначала по горному, а с 1988 г. и по пешеходному, водному, лыжному туризму. Благодаря таким сборам можно сосредоточить значительное количество групп в одном районе, которые, следуя своими маршрутами, в кратчайшее время способны оказать помощь любой команде, терпящей бедствие. Подобные сборы — один из источников усиления работы по подготовке кадров. Ведь сборы считаются квалификационными и пользуются большой популярностью у московских туристов.
Развитие платных услуг, будь то подготовка кадров или организация походов, возможно только в том случае, когда мы сможем предложить то, что в прежнем профбюджетном «варианте» предоставить не имели возможности. Если клубы смогут снабдить туриста, например, учебником по технике водного туризма, дать напрокат ледоруб и спальный мешок, обеспечить билетом к месту учебного сбора, в этом случае любой турист будет осознанно платить за свое обучение.
В. Новиков, заместитель директора МГЦТК
Журнал «Турист» № 4 апрель 1989 г.