Этот неповторимый Углич

Если прийти на берег Волги ясным летним вечером, можно увидеть незабываемую картину. Освещенные закатными солнечными лучами, во всей красе откроются перед вами постройки Кремля, и на переднем плане — церковь Димитрия «на крови». Стены ее не случайно окрашены красным — храм стоит на месте гибели младшего сына Ивана IV Грозного. Чем ниже опускается солнце, тем интенсивнее «звучит» красный цвет — будто и впрямь наливается кровью. Открывшаяся картина завораживает все сильнее. Вот уже, кажется, слышен и набат колокольный — свершилось страшное дело, поднимайся, народ, на восстание (это событие запечатлено на фреске, сохранившейся в церкви до наших дней)…

Гибель царевича — тайна, покрытая мраком. Сам ли «зарезался» мальчик или убили его — доподлинно неизвестно. Однако, из летописей мы знаем другое. Царь Борис Годунов (а именно на него падало подозрение в убийстве) жесточайше подавил народное выступление, для которого странная смерть Димитрия была лишь поводом, а истинные причины восстания лежали значительно глубже. По царскому слову множество людей было казнено, целые толпы угличан отправлены в Сибирь. Досталось и колоколу, поднявшему горожан на бунт — у него вырвали язык, обрубили ухо, высекли плетьми и сослали в Тобольск, где записали «первым ссыльнонеодушевленным». И лишь спустя века «мятежник» был возвращен из ссылки…

В этом месте Волга делает крутой изгиб, действительно напоминающий угол. Не отсюда ли и название возникшего здесь города? Было это в первой половине X века — если верить позднейшему летописному известию, свидетельствующему, что основателем Углича был некий Ян Плескович, родственник великой киевской княгини Ольги. Таким образом, Углич — первый русский город на Волге (Ярославль появился почти на сто лет позже).

Протекшее над волжским «углом» тысячелетие изобиловало историческими событиями, в том числе и трагическими. Неудивительно поэтому, что от минувших веков мало что сохранилось, да и то в основном от позднейших времен. Из дошедших до нас памятников каменные палаты удельных князей (иначе называемые палатами Димитрия) — сооружение поистине уникальное, достойно соперничавшее в свое время с московской Грановитой палатой. Возвели их в XV веке, при углицком князе Андрее Большом (одном из младших братьев московского государя Ивана III), когда город переживал экономический и культурный расцвет. За недолгое время были построены в городе замечательные церковные и светские здания, погибшие позже в пламени междоусобий и нашествий.

Вторая «волна» бурного строительства в городе приходится уже на XVII век. К этому времени отражены были вражеские набеги, споры за московский престол закончились избранием на царство новой династии. Мир и спокойствие установились в русской земле. И, словно воспользовавшись дарованной передышкой, выплеснулись дремавшие под спудом созидательные таланты народные. 

Зодчество этой поры отмечено печатью жизнерадостности, склонно к архитектурному узорочью, ярким цветам. Но, конечно, народ изменил бы сам себе, если бы забыл, какими потерями, жертвами и страданиями куплена была эта радость и счастье свободного творчества.

Вот Успенская (Дивная) церковь, один из ранних памятников нового века (1628 г.). Еще свежи боль и скорбь от многих потерь в недавней войне за свободу Отечества, и строгие формы храма-памятника не нарушены ни излишней отделкой деталей, ни изразцовым разноцветьем. И три стройные шатра — словно три неугасимые свечи, вознесенные под самое небо скорбящими соплеменниками (церковь построена в память погибших в освободительной войне 1612 года). Не случайно в народе церковь прозвали «Дивной» — в ней и плач по ушедшим, и вера в лучшее, справедливейшее устройство жизни земной.

Более поздние сооружения уже не содержат столь цельного образа, хотя каждый уцелевший памятник города и его окрестностей по-своему интересен и уникален…

Углич, по сути своей вполне современный промышленный город, пока не утратил и своеобразного провинциального обаяния. И, видимо, не случайно стремятся сюда жители густонаселенных центров — ленинградцы и москвичи. Отдохнуть душой от привычных спешки и суеты, придать мыслям своим течение неторопливое и раздумчивое — в этом помогают и архитектура, удивительно «вписанная» в окрестный пейзаж, и своеобразный изменчивый ритм тихих улочек и переулков старого города, и неспешное течение самой матушки-Волги.

Ю. Варламов

Журнал «Турист» № 4 апрель 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий