Вниманию читателей предлагается описание самодеятельного маршрута на мотоциклах I категории сложности по Киргизии.
Путешествовать лучше всего в июне — сентябре, когда открыты для проезда горные перевалы. Маршрут кольцевой и начинать его можно из Ферганской или Таласской долин. Часть маршрута проходит по реке Нарын, что позволяет осмотреть плотину Токтогульской ГЭС, строящиеся Курпсайскую и Таш-Кумырскую ГЭС.
Протяженность маршрута около 1 500 км.
Из районного центра города Чуст Наманганской области (в Ферганской долине) необходимо ехать до поселка Варзин и далее в сторону шахтерского поселка Сумсар. Перед въездом в поселок Сумсар поворачиваем направо и движемся по холмистой местности до моста через реку Кассан-Сай. За мостом поворачиваем налево по дороге из поселка Ала-Бука в Чаткальскую долину. Грунтовая дорога вдоль речки выводит на перевал Чапчама (более 2 800 м) в Чаткальском хребте. После спуска с перевала въезжаем в поселок Джаны-Базар. В поселке необходимо заправить мотоциклы бензином, так как до поселка Кировский в Таласской долине заправок нет. Из поселка Джаны-Базар дорога проходит по Чаткальской долине вдоль реки Чаткал.
Селения в долине встречаются редко, регулярного движения нет. Вдоль реки Чаткал проходит территория Беш-Аральского заповедника. Берега Чаткала в долине покрыты лиственным лесом и кустарником, где можно остановиться на ночевку или дневку.
В верховьях Чаткала дорога уходит от реки влево и, минуя домики карантинного пункта, выходит на перевал Карабура в хребте Таласский Аиатау. Состояние дороги на перевал удовлетворительное из-за ограниченного движения по ней. Рядом с верхней точкой перевала домики метеостанции. Затяжной спуск с перевала во грунтовой дороге приводит в село Кировское Таласской долины. От сена Кировское ехать до областного центра Талас.
В окрестностях Таласа находится ущелье реки Беш-Таш, где можно остановиться на ночевку. Из Таласа движемся вдоль реки Уч-Кошой на перевал Отмен (3 330 м) по грунтовой дороге до автомагистрали Фрунзе — Ош. На пересечении дорог стоит указатель, поворачиваем вправо на дорогу в сторону г. Ош. Пологий подъем по дороге с асфальтовым покрытием выводит на перевал Ала-Бель (более 3 000 м). За перевалом красивая лесистая местность — ущелье реки Чычкан. Склоны гор имеют богатую растительность. Здесь ель, арча, явственные деревья и кустарники.
Удобное место для ночевки и дневки. Дорогу по ущелью сопровождают опоры высоковольтной линии электропередачи от Токтогульской ГЭС до города Фрунзе. Вызывает восхищение труд монтажников, работавших в горах по установке опор и подвеске проводов линии электропередачи. Далее дорога приводит в поселок Токтогул, расположенный в горной долине. Из Токтогула движемся к Токтогульскому водохранилищу. По дороге вдоль берега водохранилища через два невысоких перевала въезжаем в город Кара-Куль.
На выезде из Кара-Куля через мост переезжаем на правый берег реки Нэрын и через несколько километров дорога приводит к плотине ТоктогульскоЙ ГЭС. Вновь возвращаемся на дорогу Фрунзе — Ош и движемся вниз по течению реки Нарын. На пути плотина Курпсайской ГЭС. В связи со строительством плотины и образованием водохранилища пришлось поднимать дорогу до уровня воды в водохранилище. Ниже плотины Курпсайской ГЭС на Нарыне возводится Таш-Кумырская ГЭС у одноименного шахтерского города.
Дорога идет вдоль русла реки, но дорожники ведут работы по переносу трассы на уровень воды в новом водохранилище.
Поворачиваем направо у слияния Нарына и его притока Кара-Суу и движемся к Сары Ченекскому заповеднику. Дорога проходит мимо карьеров, где можно ознакомиться с добычей угля. Свернув с дороги перед сеном Афлатуи, движемся далее до сена Дна-Бука, где и замывается маршрут.
А. Ремизов, инженер г. Бекабад
Литература: Попов В. Западный Тянь-Шань. М., «ФиС», 1978; Абеков Т., Тюлегенов К. На автомобиле по Киргизии. «Киргызтан», Фрунзе, 1979.
Адрес для консультаций: 714018, г. Ош, ул. Нагорная, 65, городской туристский клуб, телефон 2-20-65.
Журнал «Турист» № 4 апрель 1989 г.