Не председатель, а генеральный директор

Сейчас в туристско-экскурсионной отрасли все чаще образуются новые структурные подразделения — ТЭПО — туристско-экскурсионные производственные объединения, приходящие на смену советам, хотя этот процесс и не везде получает позитивную оценку…

Юрий Константинович Тюменцев — генеральный директор Костромского ТЭПО; в недавнем прошлом производственник; туризм для него — отрасль новая, но он уже к ней прикипел…

— Облсовет по туризму и экскурсиям, — говорит он, — руководствовался в своей деятельности положением, принятым почти два десятилетия назад. Естественно, оно давно устарело и не соответствовало требованиям сегодняшнего дня.

Закон о государственном предприятии подсказал нам возможность преобразоваться в ТЭПО, бывший совет стал головным предприятием, гостиницы, туристские базы, автобаза — его структурными подразделениями.

Мы получили право самостоятельно формировать фонды.

Исходя из важного значения фонда на техническое развитие предприятий, его полностью сосредоточили в ТЭПО. Что это дает? Мы получили возможность направлять при необходимости крупные суммы на развитие тех объектов, которые в данный момент в этом больше всего нуждаются. Фонд соцкультбыта разделили надвое — половина идет в производственное объединение, половина остается у структурного подразделения.

Фонд же материального поощрения полностью оставлен в трудовых коллективах — они могут тратить его по собственному усмотрению.

Все эти вопросы демократично обсуждались во всех структурных подразделениях, на прошедших предварительно собраниях, конференциях.

Таким образом, у нас появилась большая возможность модернизации наших хозяйств, люди стали больше получать, лучше решать свои социально-бытовые вопросы. Причем без разделения на более или менее важные профессии.

Недавно, например, руководителю ансамбля ресторана «Русь» по настоянию его директора Игнатовой дали квартиру — а как мне известно, музыкантов подчас даже постоянными членами коллективов ресторанов не считают, даже не сравнивают по важности их труд с трудом остальных категорий работников. Забота о людях дает свои результаты. Вот почему в данном случае обращает на себя внимание хорошая выучка официантов, метрдотелей, других работников ресторана «Русь», вкусно приготовленные блюда, исполнительская культура оркестра: здесь все уважаемы. В разговоре с Ю. Тюменцевым мы коснулись еще двух важных тем. Во-первых, реорганизации аппарата совета в связи с преобразованием в ТЭПО и, во-вторых, подбора и расстановки кадров в туристских хозяйствах,

— Помимо производственной самостоятельности, — рассказал Ю. Тюменцев, — мы получили право изменить структуру аппарата, упразднить оказавшиеся лишними звенья, полностью ликвидировать дубляж в работе, какие-то отделы объединить, в каких-то сократить численность.

Получили право доплаты работникам за дополнительный труд, значительных денежных вознаграждений по итогам года (само собой — материальных поощрений за хорошую работу). Отдел реализации перевели на принцип коммунальной службы — работники получают процент от реализации туристско-экскурсионных путевок.

Хорошие показатели в работе всегда были связаны с уровнем профессиональной подготовки работников. Но сегодня этот вопрос становится во главу угла.

Где, например, взять инициативного директора турбазы? Хорошо, если «под рукой» растут специалисты, окончившие экономический, юридический или иные институты, дающие знания, близкие к потребности отрасли. А если нет?

— Сейчас, — рассуждает Ю. Тюменцев, — все больше входит в жизнь понятие «профессионализм». Когда на съезде народных депутатов СССР звучала критика в адрес самых различных ведомств за низкокачественную продукцию, плохое строительство, слабое медицинское обслуживание, подо всем этим подразумевалось отсутствие профессионального мастерства у работающих. Пора, ох как пора всерьез взяться за дело и в нашей отрасли!

Не все прежние работники смогли перестроиться а сегодняшних условиях — поэтому практически на всех наших турбазах новые директора…

Теперь о наших структурных подразделениях — турбазах

Что нового на турбазе?

Владислав Николаевич Романов и Борис Львович Коган — люди разных поколений, закончили разные учебные заведения, до прихода руководителями баз «Волжский прибой» и «Лунево» не работали в туризме. Общее у них одно: оба с интересом взялись за дело, оба за ТЭПО — «не вяжет» инициативу…

Первое, что с радостью сообщил В. Романов, — «Волжский прибой» перестал быть планово-убыточным хозяйством.

Оказывается, можно найти много способов зарабатывать деньги…

По дорожкам турбазы, весело кивая головой, вышагивает симпатичная («экологически чистая») упитанная Машка, молодая кобылка, запряженная в телегу; она помогает уборщикам собирать мусор. Но не просто «следит за чистотой», радуя глаз туристов. Как только выпадает первый снег, Машку украшают нарядной сбруей, впрягают в сани, и она на радость большим и малым катает всех по лесным дорожкам…

— При колхозе «Родина» организовали кооператив «Всадник», — говорит В. Романов, — вот мы и решили «на нем» подзаработать и вместе с тем доставить людям удовольствие. Мы им конюшни предоставили для лошадей, они — организовали верховые прогулки для туристов. Арендная плата за конюшни идет в нашу копилку. Раньше прокат лодок проводился с утра и до вечера. Ночью, естественно, они «простаивали». А почему? — решили у нас на базе, — ведь многие рыбаки обожают зорьку! Теперь прокат круглосуточный…

Есть здесь и сувенирная мастерская. Из отходов, лоскута туристы под руководством «портного инструктора» с удовольствием шьют такие сувениры, что просто загляденье. А потом устраиваются аукционы. И вполне приличные доходы получаются. Часть идет в детский фонд, а остальное — базе. Ввели плату за служебный автобус, который привозит и увозит из Костромы сотрудников.

— Она небольшая, как говорится, символическая, — поясняет В. Романов, — но автобус на свободные места стал брать «дикарей», Рубль оттуда, рубль — отсюда… Вот и сумели за прошлый год, что называется, впервые в истории турбазы получить тринадцатую зарплату, более десятка человек по льготным путевкам отправить в санатории… У нас договоры с фотографом, массажистом, стоматологом — специалистами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью. Отчисления от их доходов также идут на баланс базы.

Туристские путевки теперь реализует сама база. В. Романов постоянно договаривается с предприятиями, и те приобретают путевки не только на активный сезон, но и на период межсезонья (покупатели, конечно, морщатся, хочется взять только летние «сливки», однако делать нечего — иначе останешься без «дефицита»). Таким образом, турбаза загружается круглогодично.

Что на турбазе отдыхается хорошо — говорили туристы из Москвы, Костромы; никто не жаловался на питание. И все-таки недовольные были — и были по праву.

Небогат ассортимент бара, в жару (лето было очень теплым) не охлаждены напитки, по чьей-то нерасторопности простаивал агрегат для изготовления мороженого. «Постарели» домики, слышимость в комнатах стала больше, далековаты от домиков умывальники, душевые…

…Турбаза «Лунево» — хозяйство достаточно большое, пока еще планово-убыточное, но совсем скоро, как уверяет директор Б. Коган, она «выйдет» из этого состояния.

Можно немало рассказать об этой базе: ввели новый корпус, организовали хороший пункт проката, в заброшенном здании за короткое время соорудили сушильню и гладильню, доделали и ввели в строй комфортабельную баню с бассейном. Сейчас заканчивается строительство платного теннисного корта — вещь полезная и доходная. Отдыхающим предлагают здесь около двадцати видов услуг. Кроме пункта проката есть тренажерная, видеосалон, бильярдная, тир, аптечный киоск и многое другое.

Борис Львович начал активно внедрять подряд: возвели свинарник на 55 голов — передали его на семейный подряд, баню — на арендный, видеосалон будет обслуживаться кооператорами. Все это призвано дать хозяйству значительный доход. Однако нельзя забывать, что это туристская база. Ведь в обморок можно упасть, увидев плохонький вагончик с совершенным дискомфортом внутри: это туркабинет. О какой пропаганде туризма может идти речь, если на базе такой кабинет!

Знакомясь с «Лунево», беседуя с отдыхающими, неожиданно узнаешь, что одна из важных для туристов услуг — встреча на вокзале — отсутствует: автобусы не подаются. Мало того, у многих на руках оказались путевки без указания адреса турбазы. И люди мыкались по Костроме, пока кто-то сведущий не помог найти «путь истинный»…

Платные услуги: за и против

О платных дополнительных услугах на турбазах говорят много. И делается в этом отношении немало. В общем, хозяйственники учатся зарабатывать деньги. А давайте возьмем карандаш и сделаем кое-какие расчеты. Путевка на одного стоит примерно 160 руб., час езды на «кооперативной» лошади — 3, платный теннисный корт, лодка, прокат телевизора… А мороженое, а лимонад?..

Разве для молодой семьи при зарплате 120—150 руб. под силу такой отдых? Платные дополнительные услуги для многих становятся обузой. Может быть, ими просто не пользоваться? А может быть, вообще не ехать на турбазу? В «Лунево» полсотни свиней жиреют за счет пищевых отходов. Это при продуктовом-то дефиците! А не правильнее было бы уменьшить стоимость питания, и тогда продукты бы шли не на свинок, а на людей? А путевки стали бы дешевле.

Ну как при этой ситуации не вспомнить о тех, кто за гранью бедности, престарелых, инвалидах?

В связи с поиском дополнительных услуг турбазы строят капитальные бани с двумя залами — финской и русской парными. Но строительство их дорого обходится. Значит, и стоимость посещения для туристов будет высока. А почему активно не возводить простые деревенские рубленые бани? Средств требуется значительно меньше, а желающих попариться «демократическим» путем много.

Ведь есть у костромичей такой опыт: на двух базах срубили такие деревенские парные. Народ валом валит. Этот пример говорит о том, что можно (и нужно) находить такие дополнительные услуги, которые бы не обременяли туристов и вместе с тем дарили бы им истинную радость.

Хозрасчет и самофинансирование — дело необходимое, без него сегодня дальнейшее экономическое развитие невозможно. Но нельзя же понимать эти хозяйственные категории как простой рычаг к выбиванию у отдыхающих денег. Нет, не этим путем нужно идти.

Сейчас мы нередко слышим о том, что в сфере производства происходит «вымывание» дешевых товаров, но к сожалению «вымываются» дешевые услуги. Этого допускать нельзя, ибо повышение стоимости услуг направлено против туриста. Режим экономии, повышение качества работы, снижение себестоимости затрат на все виды услуг — вот в чем видится перспектива улучшения отдыха трудящихся.

Мы за последнее время часто встречаем определение: «мировой стандарт». Мало кто ясно представляет эту характеристику. Ясно только одно — это, видимо, очень хорошо. Пора, чтобы это понятие стало нормой и для собственного туризма.

О. Фоменко, наш спец. корр.

Журнал «Турист» № 12 декабрь 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий