Спасфонд: быть или не быть?

Этот вопрос мы задали нашим читателям, опубликовав в десятом номере «Туриста» за 1989 год дискуссионную статью под таким же заголовком ее автор, главный инструктор управления самодеятельного туризма ЦСТЭ г. Стуков, размышляя о судьбе контрольно-спасательной службы, загнанной фактически в финансовый тупик, выдвинул идею о создании спасфонда, средства которого он предлагал использовать для оплаты спасработ, укрепления материальной базы КСС, оказания помощи семьям погибших спасателей в споре «доставалось» порой и спасателям, и федерации туризма, и журналу — за то, что затеял этот разговор.

Но в редакционной почте преобладали все-таки деловые письма с любопытными идеями, касающимися организационной структуры будущего фонда, форм контроля за финансовыми операциями и т. д. часть писем мы опубликовали в первом, четвертом и седьмом номерах журнала за этот год. естественно, познакомить вас, уважаемые читатели, со всей корреспонденцией, пришедшей в адрес редакции, возможности нет. Поэтому, подводя итоги дискуссии, предлагаем вашему вниманию обзор писем, подготовленный нашим корреспондентом л. Матрусенко.

Нетрудно догадаться, что участники дискуссии разделились на два противоположных лагеря: быть — не быть (в соотношении примерно 8:1).

Противники спасфонда заняли твердую позицию: содержать КСС должны государственные и общественные организации. «Хватит обдирать людей! — с возмущением пишет А. Новиков из Тирасполя. — Наша и без того небольшая зарплата скоро превратится в мираж. Я никогда не пользовался услугами КСС, хоть и занимаюсь туризмом свыше десяти лет, и платить дань никому не намерен!»

Признаться, разделяю эту точку зрения. Действительно, трудно представить себе КСС — с вертолетами, машинами, рациями и прочим современным спецснаряжением — «процветающей» на туристские взносы. Но давайте рассуждать здраво. «Турист» неоднократно писал о том, что ТЭПО, советы по туризму и экскурсиям, облсовпрофы прекращают финансирование самодеятельного туризма. Рассчитывать на ВЦСПС и ЦСТЭ, думаю, тоже не приходится (возможно, к тому времени, когда статья увидит свет, они будут реорганизованы). Государство, сотрясаемое каждый день все новыми экономическими катаклизмами, вряд ли выделит туристам необходимые средства. Что же делать в такой критической ситуации? Ждать, когда с нового года начнут самоликвидироваться отряды КСС? Между прочим, процесс этот уже начался. А может быть, все-таки послушать сторонников спасфонда и, отобрав наиболее приемлемые предложения, попытаться хоть как-то изменить ситуацию?

В лагере под названием «быть» спор разгорелся по трем наиболее принципиальным вопросам: Кому платить взносы? Когда платить? И как платить? «Спасработы, по сути, реализация конституционного права на бесплатную медицинскую помощь, — пишет В. Батенев из Вологды. — Поэтому половину спасфонда должны составлять государственные и профсоюзные средства, в том числе и средства ЦСТЭ. Но туристы, отправляясь в поход, создают ЧП по собственной инициативе. Поэтому будет справедливо, если 51 процент фонда составят взносы самих путешествующих, один — пять рублей в год никого не обременят».

А вот мнение И. Пашкова, перворазрядника по горному и лыжному туризму (г. Ленинград): «Формирование спасфонда должно происходить за счет всех потенциальных «потребителей» услуг спасателей. Предлагаю и другой вариант: оплату работ полностью производить за счет пострадавших, но только в том случае, если ими не уплачен страховой взнос до выхода на маршрут. В противном случае оплата спасработ идет за счет фонда. Это положение следует закрепить законодательно и сделать обязательным для всех граждан СССР и иностранцев».

Эту точку зрения разделяет и инструктор водного туризма С. Вербицкий (г. Нижний Новгород): «Существует мнение, что спасфонд должен быть создан за счет средств ЦСТЭ. Ждать этого придется довольно долго — по собственному опыту знаю, с какой скоростью принимаются решения в Центральном совете. Пусть ЦС вносит свои средства для обеспечения безопасности на плановых маршрутах. А туристы должны платить добровольные взносы или страховку. Это можно делать непосредственно в КСС или МКК».

Как вы уже убедились, даже те читатели, чьи письма начинаются с безапелляционного «конечно, быть!» непременно начинают рассуждать на тему «быть, но каким?». К сожалению, не всегда корректно. «Первая же страница с рубрикой «Дискуссионный клуб» («Турист», № 1, 1990 г. — Л. М.) вызывает у меня раздражение, — пишет нам А. Чередниченко, турист-водник из Москвы. — Организация Всесоюзного фонда. Как могла прийти в голову Г. Стукову такая бредовая идея?» И, «выпустив пар», тов. Чередниченко… призывает вносить деньги на расчетные счета местных КСС, а по сути, ратует за тот же спасфонд, но только региональный. И значит уже не «бредовый»?! А. Чередниченко, увы, не одинок.

Авторы некоторых писем, явно не вникнув в суть статьи о спас-фонде, с раздражением спорят по «ряду принципиальных вопросов», даже не подозревая, что стоят с автором, как говорится, по одну сторону баррикады. Не хочу, обидеть наших читателей, мы признательны всем за сотрудничество. И, тем не менее, давайте в наше беспокойное время учиться культуре спора. Пора!

Многие туристы, поддерживая идею спасфонда, предлагают вносить деньги уже после проведения спасработ. «Зная, какое жалкое существование влачит КСС, можно констатировать, что платить вперед бессмысленно, — считает В. Отрохов, инструктор водного туризма (г. Киев). — Оказать оперативно действенную помощь спасатели не могут, а поиски по истечении контрольного срока — это уже совсем другое дело.

Необходимо слияние КСС с создающейся государственной системой оказания помощи при стихийных бедствиях. За что же платить вперед? За рацию и предоставление канала связи. В остальном, должна действовать отработанная мировой практикой формула: «без спасения нет вознаграждения».

Но как же быть в том случае, когда мировой опыт неприменим в отдельно взятой стране? Ассоциация спасателей, о работе которой мы рассказывали в сентябрьском номере «Туриста», так и остается до сих пор организацией «на бумаге». Причина одна — нет денег. Чтобы успешно спасать, а потом уже получать вознаграждение, необходим, как показывает опять же мировая практика, начальный капитал. Уже сегодня, в условиях перехода к рыночной экономике, не взлетит, например, ни один вертолет, пока не будет внесен аванс в несколько сот рублей (стоимость эксплуатации вертолета — 600 рублей в час!) А где взять их, эти сотни рублей?! В ЦСТЭ, который выделив — теоретически — 200 тысяч рублей на проведение спасработ, находится сейчас в весьма сложном финансовом положении? Может быть, в советах по туризму и экскурсиям, ТЭПО, которые знать не хотят ни горняков, ни водников?.. Или в федерации туризма?

«Уж если брать взносы, то не на содержание спасслужбы, а на проведение спасработ, — высказывает свое мнение москвич А. Алексеев, — Фонд предлагаю создать не при ВЦСПС или ЦСТЭ, а при фонде милосердия или аналогичной общественной организации».

Сейчас, собственно, мы и подошли к кульминационному моменту нашей дискуссии. Кто же возьмется за дальнейшую проработку идеи о спасфонде?

Как вы убедились, мнения по «узловым» вопросам существуют самые разные, и тем не менее большинство читателей едины в одном: такой фонд необходим. Полтора года назад, когда было решено начать на страницах «Туриста» серьезный разговор о судьбе КСС, мы предполагали передать письма — «начальный капитал» — в федерацию туризма. Организацию, как казалось тогда, обладающую реальными возможностями для проведения более широкого обсуждения проблемы, а если потребуется, и для детальной проработки организационных вопросов. Но федерация, как узнали мы из компетентных источников, по всей видимости, доживает последние дни, А самодеятельный туризм? Возможно, тоже.

Правда, предпринимаются попытки реанимировать его и «приспособить» к рыночной экономике. В масштабах страны они носят пока чисто теоретический характер — туристская общественность обсуждает проект устава туристско-спортивного союза СССР (ТС), основная цель которого — «содействие развитию массового оздоровительного и спортивного туризма в стране». Поверьте на слово, основные задачи и функции нового союза, по-моему, мало чем отличаются от задач федерации туризма. Зато источники финансирования его деятельности пока весьма сомнительны: это членские взносы (сумма не указана), добровольные (?!) взносы предприятий, отчисления организаций — ЦСТЭ, ДФСО профсоюзов, ТЭПО, советов по туризму, которые уже сейчас почти ничего не отчисляют. Планируется получать прибыль и от страховых взносов туристских групп, участников соревнований, слетов — фактически те суммы, из которых наши читатели предлагают создавать спасфонд. А вот о работе контрольно-спасательной службы в проекте устава нет ни слова. Объединит ли туристско-спортивный союз любителей путешествий? Войдет ли контрольно-спасательная служба в его структуру?

Судьба КСС волнует туристов не только в центре. Более полугода назад в Киеве была создана Украинская республиканская туристская ассоциация, объединившая турклубы Украины и другие общественные организации. Под свое «крыло» взяли они и КСС. Выживут ли самодеятельные туристы Украины — покажет время. А у туристской контрольно-спасательной службы страны резервные сроки истекают.

Уходящий год не принес заметных перемен спасателям, да и прогнозы на ближайшее будущее самые мрачные. В такой ситуации взносы туристов становятся делом второстепенным. Главное, как сохранить туристскую спасслужбу. А в том, что она необходима, сомнений нет. Только с января по август девяностого года погибло 80 туристов (в предыдущем году из походов не вернулось 76). В это число не входят жертвы июльской трагедии на Центральном Памире. На следующий год трагическая цифра может возрасти в несколько раз…

Слово за учредителями Ассоциации спасателей, туристско-спортивным союзом, профсоюзными, спортивными и советскими организациями в центре и на местах.

Журнал Турист 12 декабрь 1990 г.

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий