«Русский Рим»
Старинное деревянное зодчество… Мир образов, в котором сосредоточены мысли и чаяния многих поколений российской земли. Каждый его памятник — от крестьянской избы до плетня у околицы, от «премудроверхого» храма до простого креста на могиле — удивительно красив, ладен и всегда самобытен. Каждая деталь, каждая линия здесь осмысленны.
Проходят века, десятилетия, годы… Меняются формы человеческого бытия. Исчезают и памятники былой жизни, тем более деревянные, легко подвластные разрушающему бегу времени. Но в деревнях и селах северорусской земли — в Беломорье и Обонежье, в Подвинье и Поонежье, в землях Вологодской и Новгородской, Костромской и Владимирской, в нынешних Калининской, а кое-где в Ивановской и Ярославской областях — они еще сохранились. Теперь их осталось совсем мало, а когда-то было — не сосчитать…
Неслучайно в начале нашего столетия художники назвали русский Север «русским Римом». Воедино слившиеся красота земли и красота творений рук человеческих — извечный идеал архитектуры.
Познать себя
А вы бывали в этих краях! Если нет, то среди разных причин того можно уверенно назвать одну из основных: вы просто не знакомы с книгами А. В. Ополовникова, ярко и вдохновенно повествующими о памятниках деревянного зодчества, раскрывающими мудрую, философскую основу их содержания и ту глубинную красоту, что берет свое начало в самой природе, в ее незыблемых законах созидания. Вот вы раскрыли первую страницу, вторую, третью… и перед вами предстает былое России, символически отраженное в ее деревянных постройках.
Миниатюрная часовенка, похожая на амбар и грандиозный храм; крохотная избушка охотника-промысловика, скрытая в лесной чащобе, и огромный дом-усадьба северного крестьянина; размашистые мельницы и словно намертво скрепленные пролеты мостов; элегически задумчивые придорожные и кладбищенские кресты; когда-то грозные и могучие, а ныне совсем нестрашные крепостные башни; наконец, совершенно неизведанные дотоле памятники самых отдаленных районов Сибири и всемирно известные, как, например, ансамбль Кижского погоста — таков диапазон реликвий деревянной русской архитектуры, с которыми знакомят книги А. В. Ополовникова.
Впечатляющие фотографии, мастерски выполненные чертежи и графические реконструкции, помещенные в них, ясное, глубокое и искреннее повествование, не утяжеленное псевдонаучной фразеологией, — все это сразу же покоряет читателя и переносит его — пусть поначалу мысленно! — в дотоле неведомые, но будто давным-давно знакомые края. И приходит прозрение: вы почти физически начинаете ощущать прочные, хотя и невидимые корни древней отечественной культуры, которые связывают вас с родной землей и окружающей жизнью, которые в конечном итоге и вырастили вас, сделав именно тем, что вы есть. Словом, через познание памятников своей земли начинает человек познавать и самого себя. Не сразу, конечно…
Судьба подвижника
Почти полвека своей жизни отдал Александр Викторович Ополовников, доктор архитектуры, заслуженный архитектор РСФСР, делу сохранения памятников деревянного зодчества, пополняя культурный фонд нашей памяти не только неведомыми большинству из нас раньше творениями, но и раскрывая все новые и новые грани непреходящей красоты уже признанных и давно известных шедевров. Но все было непросто…
— В леса-то меня давно потянуло. Я ведь был страстным охотником, — вспоминает семидесятидевятилетний ученый. — А деревянную Русь впервые открыл для себя на Керженце, в Горьковской области. До войны еще плавал по этой реке на лодке.
Глухие были тогда места, сплошные леса и среди них вдруг, совсем оторванные от внешнего мира, старообрядческие скиты, построенные по заветам старины. Раньше-то как строили! — «Как красота и мера скажут». Так в рядных грамотах на строительство церквей писалось. Так и крестьяне строили. Древним традициям следовали, из поколения в поколение передавая мудрость былого.
Таинственные керженские скиты и приворожили, видно, молодого архитектора, будто чувствовали в нем своего верного товарища.
С тех пор он с ними породнился. И хотя вообще-то большая часть памятников деревянного зодчества уже исчезла с лица российской земли, но благодаря самоотверженному труду влюбленного в них подвижника многие из них сохранились в его книгах и личном архиве. Все это — деревянная летопись России, ее видовая память.
Своеобразный итог всей творческой деятельности А. В. Ополовникова подводит его трехтомная монография «Русское деревянное зодчество», выпускаемая издательством «Искусство». Два первых ее тома — «Гражданское зодчество» и «Культовое зодчество» — уже изданы, соответственно в 1983 и 1986 годах. Давно завершен и третий том, посвященный крепостным сооружениям. Будем надеяться, что и он скоро выйдет в свет…
Работает Александр Викторович и над другими изданиями.
— Иду не столько вширь, сколько вглубь, — поясняет он. — Неизведанных памятников уже почти не осталось, а вот глубина их исследований, да и нередко обычные сведения о них в литературе еще недостаточны. Каждый памятник, по крайней мере, значительный, хочется представлять не только живым, таким, каким он когда-то был, но и подумать вместе с читателем, почему его построили так, а не иначе. Как это захватывающе интересно! Уходят вдаль, разветвляясь по обширной российской земле, пути-дороги ученого-реставратора. Где только он ни побывал! К европейским северорусским землям давно присоединились в его исследованиях земли сибирские. Древние деревянные постройки, объединенные общностью строительных традиций, создавали огромный архитектурно-пространственный ансамбль, имя которому — Россия.
Красочная палитра
В последние годы у Александра Викторовича появилось еще одно увлечение: масляная живопись. Теперь он не только графически, но и живописно воссоздает архитектурные образы былого. Как и в жизни, они неотделимы от своего природного окружения.
Словно таинственный град Китеж, возрождается на полотнах А. В. Ополовникова древний Зашиверск. Мы приближаемся к нему издалека, словно путешественники, рискнувшие пройти древний путь по Индигирке. Все ближе и ближе… и вот мы уже внутри города, вдыхаем чарующий аромат старинных построек…
Зашиверск стоял когда-то в среднем течении Индигирки. А в XVII столетии были русские поселения и в ее низовьях. Самое крупное из них — Русское Устье, расположенное на левой, западной протоке Индигирки, невдалеке от впадения ее в Ледовитый океан. В сорока километрах от Русского Устья было когда-то небольшое оленеводческое стойбище с добрым и теплым названием Станчик.
Здесь-то, поистине «за тридевять земель», в тихом безлюдье болотистой топи стоит примитивное и малопримечательное на первый взгляд сооружение. Но в его незатейливых формах столько жизненной красоты! Не броско, не навязчиво заставляет оно нас вспомнить о бескрайних просторах вселенной и величии человеческой воли, способной преодолеть в самых трудных и порой невероятных условиях любое зло и любые преграды. Именно такой жизнеутверждающей даже в своем одиночестве и простоте — видим часовню в Станчике на полотне, висящем в рабочем кабинете мастера.
Живописные образы памятников архитектуры — хорошее дополнение к их фотографиям, чертежам и красочным описаниям, созданным ученым, реставратором, художником в течение почти полувековой своей творческой деятельности — Александром Викторовичем Ополовниковым. Его труды хранят для потомков немалую часть сотворенного нашим народом «русского Рима», а в нем, словно в волшебной шкатулке, собраны сокровища самобытной культуры российской земли. В сложном, но неразрывном сплетении с культурой народов всей земли вырастала она — часть рассеянного по белу свету вселенского добра. Собирая его по крохам, мы укрепляем себя и всю нашу землю.
г. Москва Н. Величкина
Журнал «Турист» № 5 май 1989 г.