«Стерх-3»

Начало читать здесь 

Наиболее интересная из туристских моделей одноместных веломобилей — конструкция «Стерх-3» (рис. 1), прошедшая испытания в пробеге по «Золотому кольцу». Ее автор — член КЭБ, московский рабочий Г. Стерхов сумел создать образец, который можно взять за основу при разработке новых самодельных веломобилей.

Конструкция компактна, имеет небольшой вес (около 25 кг, с учетом веса тента-обтекателя 2,5—2,7 кг). Рама машины разборная и при транспортировке (например, в вагоне поезда) может легко разместиться в полости обтекателя, уменьшая размеры веломобиля вдвое.

В ней применена традиционная уже схема с двумя передними управляемыми колесами и ведущими задними. Причем все они имеют одинаковый диаметр — 20 дюймов и взяты от складных велосипедов типа «Кама». Рама изготовлена из стального профиля прямоугольного сечения 25 X X 30 мм с толщиной стенки 2 мм от старых конторских столов. Она состоит из опоры сиденья (1), узла задней вилки (2) и переднего моста (3), соединенных между собой болтами М8 (4). К переднему торцу опоры приварен кареточный узел (5) от стандартного велосипеда, а к средней части — элемент (6) для присоединения переднего моста, при этом оба выполнены из такого же профиля. Задняя вилка ведущего колеса изготовлена из задней вилки складного велосипеда, но укорочена и к ней приварен отрезок профиля прямоугольного сечения (7), служащий для присоединения к опоре. На задней вилке смонтирован стандартный багажник велосипеда.

Привод веломобиля — традиционный велосипедный, но имеет еще один промежуточный вал (8) с тремя звездочками, смонтированный на раме. Такая конструкция позволила уменьшить провисание цепи, а также увеличить диапазон изменения передаточных отношений привода.

Сиденье (9) изготовлено из дюралюминиевого листа толщиной 2 мм, который обшит слоем поролона толщиной до 50 мм и кожзаменителем. Оно прикреплено к опоре в двух местах: у основания и спинки с помощью шести винтов М5. Поролон и обшивка крепятся «по месту».

Интересно решено управление передними колесами. К горцам переднего моста приварены втулки от передних колес велосипеда (10), а на торцах осей втулок установлены П-образные скобы (11) с полуосями управляемых колес. К П-образным скобам приварены рычаги (12), соединенные между собой тягой (13), замыкающей рулевую трапецию. Две половинки руля (14) от спортивного велосипеда также прикреплены к этим скобам.

Автор не стал усложнять конструкцию, заведомо согласившись с повышенным износом резины, и не предусмотрел углы схода и развала колес. Такое техническое решение иногда оправдывает себя в веломобилях, но, как правило, его стараются избегать.

Система торможения состоит из двух одинаковых тормозов клещевого типа, установленных на вилке заднего колеса. Втулка ведущего колеса использована от велосипеда «Турист» с доработкой. Переключатель передач заднего колеса — традиционного типа, размещается на промежуточном валу и имеет оригинальную конструкцию.

Тент-обтекатель изготовлен из алюминиевых гимнастических обручей (15), разрезанных на половинки. Концы полуобручей закреплены с помощью накладок заклепками и «эпоксидкой» на продольных элементах (16) из профиля прямоугольного сечения легкого сплава. В передних торцах продольных элементов также закреплен полуобруч (17), а противоположные соединены поперечным элементом (18), который шарнирно связан с рамой, что позволяет тенту откидываться при посадке в веломобиль.

Верхняя непрозрачная часть тента-обтекателя оклеена бязью до уровня продольных трубчатых элементов (19), соединяющих полуобручи, прозрачная часть оклеена лавсановой пленкой, которая продается в наборах для технического творчества. Бязь изнутри и снаружи покрыта тонким слоем жидкого эпоксидного клея в два слоя и масляной краской. В передней части обтекателя-тента прозрачный сегмент (20) между дугами выполнен съемным: лавсановая пленка окантована застежкой типа «репейник». Это необходимо для вентиляции пространства под тентом в жаркую погоду: набегающий поток выходит через открытый задний торец обтекателя. Декоративные щитки (21) выполнены из листового алюминия толщиной 0,8 мм и крепятся к продольным элементам с помощью самонарезающихся винтов.

Средняя скорость веломобиля «Стерх-3» 20—30 км/ч, максимальная — до 45—50 км/ч. Машина уверенно чувствует себя на дороге, достаточно легко преодолевает подъемы крутизной до 8—10 процентов. Масса перевозимого груза 20—25 кг.

Для крепления тента в опущенном положении к переднему мосту приварены скобы (22), там же установлены зеркало заднего вида (23) и катафоты, Светоотражатели установлены и для обозначения габаритов машины сзади на торцах тента-обтекателя.

Веломобиль электрифицирован: стандартный комплект с указателями поворота (24) питает также и стоп-сигнал, сблокированный с каждым тормозом. Роль стояночного тормоза выполняет резиновое кольцо, закрепленное вблизи рукояти тормоза на руле, которое при необходимости накидывается на нее.

Такое решение веломобиля обеспечивает надежную защиту водителя даже в сильный дождь, а удобное анатомическое кресло позволяет совершать длительные переезды без заметных признаков усталости. Маленький штрих: стеклоочистители обтекателю не нужны. Капли дождя не смачивают пленку и при вибрации рассыпаются, ничуть не меняя прозрачности пленки!

Продолжение читать здесь

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий