Александр Панкратов-Черный: пока ноги носят…

Как вы относитесь к туризму? С таким вопросом корреспондент журнала А. Рудов обратился к известному кинорежиссеру и популярному киноактеру. Он исколесил весь Советский Союз, неоднократно бывал за рубежом. Поэтому ему есть о чем рассказать…

Я не отношу себя к заядлым туристам. У меня даже нет необходимого снаряжения. Но как всякий любознательный человек заряжен желанием «помотаться» по свету, побывать в незнакомых местах. Это стремление у меня с детства.

Родился я в Алтайском крае. Просторы там необозримые. Уж очень тянуло в распахнутые дали, хотелось посмотреть, что там за озерами, которые подступали прямо к околице нашей деревни Конево. Это желание подогревалось кочевыми цыганами, которые частенько располагались табором невдалеке от наших домов. Любил бегать к ним, сидеть у огня, слушать их песни и рассказы. И до сих пор дружу с цыганами-актерами. Может, от них у меня эдакая непоседливость.

Помню, мне было десять лет, когда родители решили поселиться в Кемеровской области. Дорога туда мне показалась очень долгой. Из Барнаула в Новосибирск плыли пароходом, который раньше я никогда не видел. А потом мы перебрались в шахтерский край, город Белово.

В четырнадцать лет самостоятельно отправился в Горький, чтобы поступить в театральное училище. Повидал Волгу, Оку. А когда закончил учебу, переехал в Пензу, где начал работать в драматическом театре имени А. В. Луначарского. Играл в спектаклях «Остров сокровищ», «Не самый тревожный день», «Цыган», «Дни Турбиных», «Как закалялась сталь»…

Актерская работа разожгла во мне познавательную страсть, стремление к духовному насыщению. Несмотря на большую занятость, часто бывал в пензенских музеях, исколесил всю богатую историей область. Когда-то здесь жгли барские поместья крестьянские отряды Разина и Пугачева. В Пензе начинал литературную деятельность В. Г. Белинский, служил М. Е. Салтыков-Щедрин, вел педагогическую работу отец В. И. Ленина И. Н. Ульянов. Основателем художественного училища и картинной галереи был известный русский художник К. А. Савицкий. Я неоднократно бывал в селах Верхнее Облязово и Тарханы, где провели свое детство А. Н. Радищев и М. Ю. Лермонтов…

Границы моих путешествий с годами расширялись. Исходил весь Северный Кавказ. Даже пытался подняться на Эльбрус, но помешала горная болезнь. Попробовал заниматься горнолыжным туризмом, но потерпел неудачу — сломал чужие дорогостоящие лыжи и долго расплачивался за них. Понял, что спортивный туризм, требующий выносливости и постоянных тренировок, мне не одолеть. Однако определил и другое: жизнь сильно потускнеет, если лишусь охоты к перемене мест. Слава богу, такое не случилось.

В 1971 году я поступил во ВГИК. Мне повезло: был сразу принят на курс профессора Ефима Львовича Дзигана. Во время учебы и после ее окончания на протяжении многих лет моя жизнь в Москве походила на бивуачную, походную. Я не имел своего постоянного жилья, и приходилось ютиться по чужим углам. Но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Снимая комнаты в разных концах Москвы, я хорошо изучил столицу, прекрасно стал в ней ориентироваться, познакомился со многими ее достопримечательностями. А ведь сколько нынешних москвичей не знают своего города. Мне приходилось много раз сталкиваться с таким фактом. Спросишь прохожего: где такая-то улица, музей или выставочный зал? А он пожимает плечами. Дескать, впервые слышу. Как же так, говорю, вы же местный! Ну и что, отвечает равнодушно.

Странно и непонятно, как можно жить в замкнутом пространстве, не пытаться его раздвинуть, узнать, что там за его пределами? Молодежь обычно ссылается на свою занятость — учеба, работа, неустроенность. А пожилые люди оправдываются тем, что связаны семьей, детьми, внуками. Причины всегда найдутся. Но разве мало их у тех, кто живет за рубежом? Однако насколько они активнее участвуют в различных поездках, экскурсиях, походах. Меня умиляет то, что в группах иностранных туристов много людей преклонного возраста. И это их стремление путешествовать объясняется не только материальным благополучием. И в нашей стране есть немало пенсионеров, располагающих достаточными сбережениями. Однако многие из них предпочитают привычную домашнюю обстановку дорожным хлопотам. Главная причина такого контраста в уровне любознательности. Чем он ниже, тем человек пассивнее, равнодушнее. Его никуда не влечет, он не стремится к чему-то новому, неизведанному. Порой не знает даже того, что находится рядом.

Помню, приехал я на встречу с кинозрителями в районный Дом культуры Ленинградской области, увидел перед входом сиротливо стоящий бюст. Надпись на нем затерлась, и я спросил у директора, кому установлен памятник. Тот не смог ответить. Как же может такой человек руководить культурой, если не видит, не хочет знать, что у него под окном?

Не могу не рассказать и о другом человеке. Владимир Александрович Гречухин живет в небольшом городке Мышкино Ярославской области. Он уже не молод, но по-юношески влюблен в Ярославшину. Исходил ее вдоль и поперек. Задался целью изучить свой край, понять корни, которые крепко связывают его с родной землей.

Своим увлечением Владимир Александрович заразил местную молодежь. С ее помощью создал краеведческим музеи, собрал общественную библиотеку редких старинных книг, добытых во время походов по древним селам и городкам. Написал книгу о Мышкине, его прошлом и настоящем. И это все в нерабочее время. Гречухин — сотрудник районной газеты «Волжские зори». Земляки высоко оценили его общественную деятельность — ему присвоено звание Заслуженный работник культуры РСФСР.

Увлеченности и духовности, какими наделен Владимир Александрович, можно только позавидовать. Но они не природный подарок, а развились в нем благодаря туризму.

Походы по историческим местам, встречи с интересными людьми, общение с природой обогащают, возвышают, пробуждают творческие силы. Одни начинают увлекаться живописью, другие — сочинять песни, третьи — заниматься фотографией… Да, туризм — широкий мир увлечений. Это я реально ощутил на себе: стал коллекционером. Из каждой поездки привожу сувениры, изделия местных промыслов, предметы обихода. Всюду, где приходится бывать, собираю буклеты, проспекты, альбомы, открытки, отображающие местные особенности. Таким образом, у меня образовалась неплохая домашняя краеведческая библиотека. А сколько благодаря туризму происходит интересных встреч, знакомств.

Но, пожалуй, самое неожиданное и радостное для меня то, что во мне проявилась склонность к поэзии. Подготовил уже сборник стихов к печати. В своем творчестве отдаю предпочтение природе. Она у меня как бы очеловечена — чувствует и страдает. Дождь — ее слезы, ветер — дыхание, колебания почвы — пульс.

Меня беспокоит незащищенность и хрупкость природы. Эту тревогу и хочу передать читателям. Ведь происходит что-то катастрофическое. Губятся леса, загрязняется атмосфера, засоряются реки. Люди ведут себя так, будто живут последний день. Пикники, массовки, развлекательные походы похожи на варварские набеги на природу. Топчут цветы, разрушают муравейники, рубят для костров молодые деревья. А сколько мусора оставляют после себя!

Может быть, я не прав, но скажу так: не слишком ли мы уповаем на убеждения, уговоры? Помню, будучи мальчишкой я сломал ветку. Мой дед не стал источать лишних слов, а взял вожжи и крепко меня выпорол. Урок запомнился на всю жизнь. Запомнилось и другое: разумное, бережное отношение сельчан к природе. Они не брали от нее больше того, что им требовалось. Если заготавливали дрова, то крепкие деревья не валили. Рубили сухостой, собирали сушняк. Если ходили по ягоды, то не рвали их с ветками. Грибы же срезали ножом, чтобы корешки оставались в земле для приплода… Все это запало в душу, стало нормой…

Работа в кино отнимает много времени, однако она дает возможность и больше путешествовать. Помню, когда снимался фильм «Взрослый сын», пришлось объездить весь Крым в поисках натуры. И тогда обратил внимание на то, какие там великолепные возможности для развития туризма. А они очень слабо используются. На огромном пространстве от Ялты до Феодосии крайне редко встретишь турбазу. Не говоря уже о тургостиницах или туристских комплексах.

А какие богатые природные условия для путешествий на Урале, который мне тоже довелось изъездить при съемках картин «Перед рассветом», «За кем певица замужем». Я бы мог еще назвать Байкал, БАМ и десяток других регионов, где, на мой взгляд, просто грешно не развивать туризм. У меня даже велась географическая карта СССР, на которой я отмечал те места, где довелось побывать, и которые, как мне кажется, представляют большой интерес для туризма.

География моих маршрутов уже вышла за пределы той карты. Я побывал в Китае, на Мадагаскаре, на Сейшельских островах, в Кении, Чехословакии… Но после поездки за границу меня непременно тянет к нашим российским просторам. Постоянно езжу на Алтай, в места моего земляка Василия Шукшина, посещаю музеи полюбившихся мне поэтов Волошина и Цветаевой. И буду в пути до тех пор, пока ноги носят.

Журнал Турист № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий