Преодолевая пороги и тайгу

Восемнадцать водников из тувинского ВДФСО профсоюзов, красноярского клуба «Феникс» и чехословацкого отряда водного туризма Слован Всетин совершили международный поход по рекам Восточного Саяна. Он начался на озере Менге-Хол, куда команду из Кызыла доставил вертолет.

Три катамарана, а также шестиметровый надувной плот «Матильда» двинулись в путь навстречу резкому ветру. Гребем к устью реки Улуг-Баш и затем сплавляемся по порожистой реке Баш-Хем. Пороги «Два сфинкса», «Три калитки», «Наутилус» и «Капкан» потребовали надежнейшей организации страховки, поскольку очень сложны. Последний порог «Крокодил Гена» — позади, и вот уже мы отдыхаем на Енисее. А затем — трехдневный переход на лошадях через хребет Оттуг-Тайга к реке Улуг-О. Маленькие памятники на берегах реки предостерегают от переоценки своих сил на многочисленных порогах Улуг-О. И, конечно, борьба с водной стихией — основная тема разговоров у вечернего костра. Говорим о жизни в Чехословакии и Советском Союзе, о культуре, истории и обычаях наших народов, поем песни.

А дни неумолимо идут. И снова Енисей, фотографируемся на память, и спортивная часть похода окончилась. Мы вместе прошли 430 км рек разной категории сложности, 60 км — на конях через болота и горный хребет. Мы видели красивый, нетронутый цивилизацией край, встречались с местными жителями, приобрели новых друзей. Смотрю на лица друзей и вижу, что все мы уже ждем новой походной встречи.

Зденек Шкывара, руководитель группы чехословацких водников Чехословакия, г. Всетин

Справочное бюро туриста

Возможна ли компенсация?

Мы с мамой вылетели в Ташауз, в турпоездку. Путевки на местный маршрут «В край средневековых легенд» я приобрела в Туркменском республиканском совете по туризму и экскурсиям. К сожалению, в Москве мы вынуждены были прервать поездку, так как у мамы в самолете случился приступ и пришлось к трапу вызывать «скорую помощь». 8 связи с этим я хотела бы спросить: потеряли ли мы наши путевки совсем или возможна

денежная компенсация, перенос сроков путевок?

Е. Максимова

г. Калининград

Вот что ответил на эти вопросы директор Центрального бюро реализации туристско-экскурсионных путевок В. Волков.
«Срок действия туристских путевок ограничен текущим годом. Так как путевки местного туристского маршрута куплены Вами в Туркменском республиканском совете по туризму и экскурсиям, то именно туда необходимо обращаться по всем недоразумениям, связанным с использованием этих путевок.

При наличии справки медицинского учреждения о заболевании, ввиду чего Вы не смогли использовать туристскую путевку, по решению Туркменского республиканского совета по туризму и экскурсиям может быть возвращена определенная сумма за непредоставленные услуги».

В поход — под парусом!

Много лет назад в Вашем журнале были опубликованы Правила походов на парусных судах, но парусный туризм так и не попал в официальные документы и нормативы. Какое положение сейчас? Летом я собираюсь с друзьями в плавание по Азовскому морю,

Ю. Хорунжий

г. Донецк

В феврале 1989 года президиум Всесоюзной федерации туризма принял постановление, которым утвердил Временные правила проведения водных туристских спортивных походов на разборных парусных судах.

Правила определяют порядок проведения таких походов по водохранилищам, озерам, крупным рекам и прибрежной зоне морей.

Категория сложности походов устанавливается, исходя из ветро-волновых условий водоема, географических и других особенностей района, его гидрографической изученности, естественных и искусственных препятствий. Основным критерием сложности служит протяженность для походов I категории сложности — 150 км, для II — 200 км… V — 500 км. Учет крейсерской скорости и загрузки судна ведется с помощью таблицы коэффициентов, в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа с поправкой на требуемый километраж. Например, при парусности 5 м при одном члене экипажа значение коэффициента будет — 1, а при двух членах — 0,9, то есть в «единичке» можно пройти вдвоем на 15 км меньше. При парусности свыше 13 м коэффициент для экипажа 2, 3, 4, 5 человек соответствует 1,25, 1,2, 1,15, 1,1. Учитывается также конструкция корпуса судна — жесткая или надувная.

Специальный раздел правил посвящен вопросам безопасности: указаны требования к емкостям непотопляемости, обязательное снабжение судов (буксирный конец, топовый огонь и др.) и индивидуальные средства (спасжилет, нож, спички в термоупаковке).

Конечно, и капитан, и остальные участники плавания должны знать Правила плавания по внутренним водным путям и Правила предупреждения столкновения судов в море. Вот некоторые из классифицированных туристских маршрутов на разборных парусных судах: I к. сл. Московское море: г. Старица — г. Калинин — п. Б. Волга; II к. сл. Онежское озеро: Медвежьегорск — о-в Кижи — Кондопога; III к. сл. Азовское море: Бердянск — Арабатская стрелка — м. Казантип; IV к. сл. Белое море: Кандалакша — Гридино — Беломорск; V к. сл. Белое море: Архангельск — Лопшеньга — Летний Наволок — Соловки — Гридино.

Опыт энтузиастов парусного туризма, накопленный за годы регат в Москве, Ленинграде, на Украине, нашел свое отражение в утвержденных Всесоюзной федерацией туризма в 1958 г. Временных правилах соревнований по туристской технике на парусных разборных судах.

Очевидно, официальное признание парусного туризма будет способствовать широкому его развитию.

А. Маклецов

Журнал «Турист» № 7 июль 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий