Азимут 68

Около пяти тысяч групп — а это более сорока тысяч туристов — ежегодно отправляются в горные походы I—VI категории сложности. И главный акцент в этих путешествиях приходится на преодоление перевалов. Их правильная классификация — одна из актуальных проблем безопасности современного горного туризма.

Естественно, что в горный выпуск «Азимута» включены заметки, касающиеся уточнения сложности некоторых перевалов, и предложения по исправлению перечня. Пока готовятся эти документы, туристам полезно будет узнать об изменениях, которые претерпел Перечень классифицированных маршрутов. Ну, а рекомендации по предсказанию погоды, меняющейся в горах очень быстро, понадобятся и новичкам и опытным туристам. Подборку материалов «Азимута» дополняют советы по организации соревнований и модернизации молотка.

ГОРНЫЙ ТУРИЗМ

У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ

На успех спортивного путешествия в горах большое влияние оказывает погода. Правильное ориентирование в погодно-климатических изменениях помогает принять верные тактические решения. А это меняет график движения: одни группы вынуждены увеличивать сроки путешествия, используя резервные дни, другие должны применить запасной вариант, а третьи и вовсе сойти с маршрута.

Изменение погоды сказывается и на тактике преодоления естественных препятствий. Известно, что днем под лучами солнца снег раскисает — идти труднее и опаснее, ночью он смерзается — это облегчает движение в ранние утренние или ночные часы. Если ясно и сухо, целесообразно планировать выход на 4—6 часов и тем самым значительно сократить время преодоления снежного участка. Если же ожидается пасмурная погода, то состояние снега будет примерно одинаковым, и очень ранний выход вряд ли необходим.

По погоде решается и вопрос безопасного преодоления различных участков. Перевальные склоны имеют разную экспозицию (то есть расположение) относительно сторон горизонта, и освещаться они будут в разное время. Наиболее опасны из них восточные и юго-восточные, поскольку освещаются в первую очередь лучами восходящего солнца примерно в 7—9 часов утра, в пасмурный день на этих склонах вероятность камнепадов и схода лавин обычно уменьшается, вытаивания камней не происходит и снежные слои не подмокают. Исходя из этого и надо планировать начало штурма перевала, место ночлега.

Рекомендации по преодолению горных рек в утренние часы, когда расход воды минимальный, справедливы для солнечной погоды. Если же день пасмурный, да еще накануне шел дождь, то к утру расход воды не только не уменьшится, а наоборот, произойдет резкий ее подъем, и преодолеть реку можно лишь после обеда, а иногда и позже.

В горных путешествиях одна пятая всех серьезных несчастных случаев, оказывается, в какой-то мере связана с ухудшением погодно-климатических условий. К ним относится понижение температуры, сильный ветер, резкий подъем воды, грозовые разряды.

К сожалению, о прогнозе погоды сейчас туристы заботятся мало. Эта тема входит в учебный план только школы средней турподготовки, хотя, наверное, прежде всего нужна в самой массовой начальной школе подготовки походных кадров.

Сейчас в распоряжении туристов есть практически три источника информации: долгосрочный синоптический прогноз, составленный гидрометеорологическими службами, прогноз на сутки вперед, объявленный по местному и всесоюзному радио, и собственные наблюдения. Первый из них можно использовать лишь при разработке графика похода, так как реальная погода на сутки-двое может не совпадать с указанной в долгосрочном прогнозе, а данные, помещенные на стандартные карты, носят осредненный характер для больших территорий. Второй источник дает более конкретные и важные сведения, в том числе штормовые предупреждения. Журнал «Турист» в № 1 за 1981 год печатал информацию о передачах прогноза погоды местными радиостанциями. Указывался район, время выхода в эфир и длина волны, на которой идет передача. Этот способ применим только для тех групп, которые умеют пользоваться в горах транзисторными радиоприемниками. Большинству же туристов остается самый простой, порой не самый надежный (так как все зависит от опыта), но все-таки прогноз по местным признакам, которые служат предвестниками изменений погоды (см. Краткий справочник туриста. М., Профиздат, 1985),

Прогноз погоды обычно составляют вечером по результатам дневных наблюдений и их анализа. Нельзя делать вывод, опираясь на какой-то один признак, необходимо провести наблюдение если не за всеми, то за многими факторами, влияющими на погоду. Если они не противоречат друг другу, то прогноз приобретает большую вероятность.

И. БАЛАБАНОВ, инструктор горного туризма

ТРЕБОВАНИИ СНИЖЕНЫ

На основе предложений, обсуждавшихся и принятых на всесоюзном совещании по горному туризму в декабре прошлого года, президиум Всесоюзной федерации утвердил изменение пункта 12 методических указаний Перечня классифицированных туристских маршрутов на 1985 —1988 годы. Теперь он выглядит так:

При оценке горных походов в первую очередь учитывается набор определяющих сложность похода перевалов различных категорий трудности. Их количество и категории трудности должны соответствовать указанным в таблице:

При наличии многих, усложняющих горный поход особенностей (сложные подходы, лервопрохождения, большая высота над уровнем моря) общее количество перевалов, кроме перевалов высшей категории трудности, может быть снижено.

В отдельных случаях в зависимости от опыта группы, района и продолжительности похода количество сложных перевалов может быть увеличено по согласованию с маршрутно-квалификациониой комиссией. При этом следует учитывать, что продолжительность походов, заявленных для участия в чемпионатах по туризму, не должна превышать 30 дней для походов V—VI категорий сложности и 25 дней для походов III — IV категорий сложности.

Начальная стадия маршрута горного похода должна предусматривать мероприятия по активной акклиматизации с набором и сбросом высоты (радиальные выходы, разведки, заброски). Преодолению наиболее сложного перевала должно предшествовать прохождение одного-двух перевалов на одну категорию трудности ниже.

В каждом отдельном случае вопросы увеличения общего числа перевалов за счет несложных, когда иначе невозможен логичный маршрут, а также перевалов сложных — решает вместе с группой МКК.

Ю. ПОПЧИКОВСКИЙ, зав. отделом ЦСТЭ, мастер спорта

АНМИНИСТРАТИВНЫИ ШЛАГБАУМ

Прошлой весной спортсмены из Ставрополя наметили сборы в горах Карачаево-Черкесии, но оказались перед закрытыми шлагбаумами на въезде в высокогорье. Под предлогом повышенной лавинной опасности местные власти объявили запрет на посещение горных районов почти на 4 месяца. Напрасно старались мы доказать, что давно изучаем эти места во все времена года, что среди нас есть специалисты, способные оценить опасность любого маршрута, что у нас свой спас-отряд с опытом зимних восхождений.

Ничего не помогло. Выехать удалось лишь по истечении срока запрета. И что же! Горы, как и следовало ожидать, жили обычной жизнью. Несколько припоздавшая весна была более малоснежной, чем несколько предыдущих, но отнюдь не экстремальной. Лавины сошли (и сходили при нас) там, где им это определено природным рельефом. Примет необузданной стихии не обнаружилось. В ущелье реки София остались целехоньки сработанные нашими дедами еще довоенные дома с крышами из дранки.

Погодные аномалии в горах случаются все чаще. Необычен и нынешний, 1988 год. Значит ли это, что безопасность надо обеспечивать по старинке «методом шлагбаума»!

Э. ЗАПОРОЖЧЕНКО, кандидат геолого-минералогических наук, зам. главного инженера института «Севкавгипроводхоз» г. Пятигорск

ПЕРЕВАЛЫ ТЕРСКЕЯ

Группа туристов Московского областного совета по туризму и экскурсиям летом 1987 г. прошла маршрут V категории сложности на Центральном Тянь-Шане. Одной из задач нашего путешествия было уточнение классификации перевалов района Тереке».

ПЕРЕВАЛ МЕТАЛЛУРГ ранее относился к III Б категории сложности. По наблюдениям, в течение многих лет северный склон перевала имеет устойчивый снежный покров. Один из определяющих участков находится перед первым бергшрундом, при подъеме с восточной ветви ледника Каракольский — здесь лед под тонким слоем снега, крутизна до 45°. Перепад краев бергшрунда невелик, возможен также обход справа. Необходимы перила около 100 м или попеременная страховка на заключительном участке подъема через последний бергшрунд и на склоне к седловине, так как здесь крутизна достигает 50 , местами встречаются выходы льда. В отличие от предыдущих прохождений предлагаем от последнего бергшрунда свернуть влево.

На спуске главное — преодолеть 60-метровый кулуар между ледяным лбом и скалами в восточной части склона. В кулуаре снег и лед, заканчивается он небольшими скалами в 2—3 метра. Необходимы перила.

На прохождение перевала от ночевок за правобережной мореной ледника Каракольский до спуска в долину с языка ледника Металлург мы затратили менее 12 часов, поэтому перевал Металлург квалифицируется не более III А. Учтите, что его северный склон лавиноопасен.

ПЕРЕВАЛ АРЧАЛЫ-ТОР ранее относился ко II Б категории сложности, и самым трудным был ледопад на спуске с верхнего плато под перевал Рижан. Мы нашли осыпной спуск с верхнего плато на южную ветвь ледника Арчалы-тор под ледопад перевала Новосибирцев. Остальные участки перевала более просты. Названная замена снижает сложность перевала

Арчалы-тор до II А категории. Перевальный взлет со стороны ледника Каракольский камнеопасен.
ПЕРЕВАЛ НОВОСИБИРЦЕВ имел HI категорию сложности. Определяющим считалось прохождение ледопада южной ветви ледника Арчалы-тор. Ледопад рассекался скалой на две части и на преодоление левой (орографически) части ледопада тратили до 6 часов. Мы прошли правую часть по ледопаду. Технически сложных участков здесь нет. Подъем до перевального взлета занял менее двух часов. Новый путь по ледопаду позволяет понизить категорию сложности перевала Новосибирцев до II Б.

Д. ДОЛГОВ руководитель похода, инструктор-методист горного туризма.

Г. СМОЛИЧ, мастер спорта

г. Балашиха, Московская обл.

СКОЛЬКО МОНИК НА КОДАРЕ?

В «Перечне перевалов среднегорья», также в книге М. Ю. Васильева и В, В. Громова «Туристские маршруты Западного БАМа» и на картах района Кодера указаны два перевала с названием Моника, ведущих из долины левого притока реки Кодар в долины правых притоков Среднего Сакукана: Моника-1 (2 600 м, 1А), ведущий в верховья ручья Метельный, и Моника-2 (2 590 м, 2Б), ведущий в верховья реки Экса.

Летом 1986 г. группа ленинградских туристов, совершая поход IV категории сложности по центральному Кодару, вышла на седловину перевала Моника-1 со стороны реки Кодар. Подъем полностью соответствовал описаниям, а спуск в долину ручья Метельный в действительности  оказался значительно сложнее, чем на перевалах IA категории сложности: почти вертикальная скальная стенка высотой около 300 м, прорезанная узкими скально-осыпными желобами с небольшими полочками. Полностью спуск не просматривался. Мы двинулись с седловины. Весь склон был камнепадоопасен. Ориентировочная сложность спуска — 2А—2Б.

Это превышало возможности группы, и мы решили разведать район к востоку от Моники-1, чтобы выйти на седловину перевала Моника-2.

Траверс хребта и обзор района с ближайшей вершины 2 793 м показали, что перевала из верховьев левого притока реки Кодар в долину Экса не существует. Все пути в этом направлении могут пролегать только через вершину 2 793 м — узловую при пересечении главного хребта с отрогами, разделяющими долины ручьев Метельного, Экса и рек Снежной и Кодар. Сама вершина 2 793 представляет собой цепь зубчатых, сильно разрушенных скал. По склону в сторону ручья Экса ориентировочная категория сложности спуска — 2Б.

В результате разведки группа пришла к мнению, что существует только один перевал Моника, а именно перевал, ведущий в верховья ручья Метельный, причем сложностью не ниже 2А.

В. БАЖАНОВ, А. СОВЕТОВ
Ленинград

Парадоксы ЗААЛАЯ

Привычная для туристов картина: группа, расположившись на морене, гадает, где следующий перевал. Рядом сверкает ледовым панцирем Заалайский хребет. Где-то здесь должен быть перевал Назарова. Если верить Перечню классифицированных перевалов, сложность его 2 Б, высота 5 000 м. А находится он южнее вершины 4 915 м. Выходит, перевал выше вершины! Это, конечно, опечатка. По-видимому, перевал — самая низкая седловина у начала ледового ребра пика Корженевской, На седловину ведет некрутой и недлинный снежный склон. Значит, это не 2Б. Если же снег растает и обнажится лед, тогда сложность возрастет до 2 Б, но лед можно обойти по осыпным кулуарам, и, кроме того, перевалы с изменяющейся сложностью принято помечать звездочкой: 2А* для нашего случая. Может быть, сложные участки есть со стороны ледника Атджайляу и мы их еще не видим! Но вот фотографии — на них спокойный ледник и осыпной взлет к седловине. После прохождения уточняем: категория сложности 2А, высота 4 600 м. Следующий перевал — Полковой, 1Б, 4 800 м, ведет к языку ледника Уй-су. Перед группой вершина Полковая. С обеих сторон от нее седловины. Поднимаемся на более простую слева по ходу от вершины. Высота 4 600 м на 200 м ниже, чем должно быть. И оказалось, что перевал Полковой находится справа от вершины, действительно имеет высоту 4 800 м, но сложность его — не менее 2А. Перевал, пройденный нами, — 1Б, 4 600 м ведет в другую долину.

Еще пример: перевал Уй-су. По перечню 2Б, 5 700 м. На деле же не сложнее 2А, да и высота не столь солидная — 5 400 м.

К сожалению, такие ошибки в Перечне — отнюдь не досадное недоразумение. Здесь можно найти перевалы ЗБ категории сложности, которые в удачные годы проходятся с одновременной страховкой, как, например. Раздельный а Заалайском хребте. Есть примеры заниженных оценок.

Выйдя на такой перевал, группа попадает в двойственное положение. Если признать, что перевал проще, чем в Перечне, МКК чего доброго снизит зачетную сложность маршрута, а судейская коллегия чемпионата не даст призового места. Если перевал оказался сложнее, чем заявлено, и тем не менее пройден, можно получить серьезное взыскание. Поэтому отчеты пишут под Перечень: так спокойнее, и ошибки остаются минами замедленного действия.

Какой же выход! Конечно, после тщательного анализа существующих отчетов надо исправить Перечень и устранить причины ошибок. Может быть, стоит поручить определение сложности нового перевала маршрутной комиссии после публичного отчета первопроходцев! Это наверняка исключит субъективные ошибки, да и обмануть опытных туристов, демонстрируя слайды и фотографии, будет непросто.

А. АЛЕКСЕЕВ

КРУГОВАЯ ПОЛОСА

Кульминацией любого слета служат соревнования по технике туризма, и не случайно именно «туристская полоса» привлекает столько участников. Но порой не всем желающим удается выступить в соревнованиях. Этапы, включающие преодоление различных форм горного рельефа, элементы спасработ, разнообразные способы переправ через реки, как правило, довольно продолжительны по времени. В результате выступления с участием 15—20 команд затягиваются на целый день,

В турклубе Московского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции энергетического института сумели существенно сократить время проведения «полосы», сочетая принципы круговой тренировки и хорошо зарекомендовавшего себя кросс-похода.

Основное отличие от кросс-похода заключается в том, что команды перед началом соревнований распределяются по всем этапам (их число должно быть больше либо равно числу команд, а наиболее интересные этапы размещают недалеко друг от друга) и с общего старта начинают прохождение трассы. После каждого этапа происходит циклическая перестановка команд, и по окончании дистанции команды финишируют одновременно.

Отметим, что контрольное время для каждого этапа должно быть одинаковым. Это достигается подбором соответствующего количества и уровня сложности технических элементов. При превышении контрольного времени команду снимают с этапа и штрафуют за каждого не прошедшего этап участника. За прибытие к следующему этапу до начала отсчета времени команда премируется. За технические (и тактические) нарушения участников тоже штрафуют. Результат выступления определяется по разнице штрафов и премий.

Выигрыш во времени очевиден. Для круговой полосы из 20 этапов при участии 20 команд потребуется, например, 3 — 4 часа. Причем все это время каждая команда будет на трассе. Общий старт и финиш, одновременная загрузка всех этапов резко повышают привлекательность соревнований для зрителей и значительно увеличивают число выступающих. Кстати, если предусмотреть параллельные этапы разной трудности, открывается возможность проведения соревнований в абсолютном классе.
Круговая полоса применима не только для горных туристов. Например, можно включать этапы ориентирования и элементы общетуристской техники.

Словом, все зависит от изобретательности организаторов.

А. КОПТЕВ, перворазрядник по горному туризму, председатель горной комиссии МЭИ

ЛЕДОВО-СКАЛЬНЫЙ МОЛОТОК

При подъеме по крутым ледовым склонам часто используют ледовые и комбинированные молотки. Из-за длинного клюва ими неудобно забивать скальные и ледовые крючья и извлекать их обратно.

По той же причине молотки неудобны для упаковки в рюкзак. Кроме того, трудно устанавливать и снимать клюв. Поскольку съемный клюв расположен со стороны противоположной бойку молотка, нельзя применять профильную рукоятку с впадинами для пальцев руки. Рукоятка молотка разворачивается в руке на 180° вокруг своей оси по сравнению с ее положением при использовании молотка без клюва. В предлагаемой конструкции комбинированного ледово-скального молотка сделана попытка устранить эти недостатки.

Ледово-скальный молоток представляет собой обычный скальный молоток, снабженный съемным клювом. Конструкция и размеры деталей съемного клюва приведены на рис. 2.

Съемный клюв крепится на молотке при помощи гайки. Отверстие диаметром 12 мм предназначено для крепления репшнура или карабина.

Для уменьшения веса все детали ледово-скального молотка за исключением бойка могут быть выполнены из титанового сплава. Общий вес с титановым клювом составляет 850 г.

Стальные детали молотка имеют цинковое покрытие для защиты от коррозии. Особенность предлагаемого молотка состоит в расположении острия съемного клюва и центра тяжести молотка на дуге окружности, описанной радиусом из центра на конце рукоятки. Это повышает удобство при пользовании молотком на льду, исключая «отдачу» в рукоятку при забивании клюва.

Е. МОРГУНОВ, мастер спорта

г. Запорожье

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий