Пятница, 15.02.2019
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

Азимут 72
ЭКСКУРСОВОДЫ И ЭКСКУРСАНТЫ

АУДИТОРИЯ-200 МИЛЛИОНОВ

Экскурсовод — центральная фигура всего экскурсионного дела, ему принадлежит ведущее место в организаторской работе по подготовке и проведению экскурсий. Ежегодно около 50 тысяч экскурсоводов выходят на аудиторию из более двухсот миллионов человек.

Трудно переоценить роль экскурсовода, умного и правдивого слова в повышении политического и культурного уровня трудящихся, в вовлечении их в революционную перестройку. Его истинное мастерство проявляется в том, как он добивается сплава содержания и формы, следует ленинскому требованию «максимум марксизма - максимум популярности и простоты», как он пробуждает в слушателях желание быстрее и активнее преодолевать недостатки, заражает их энергией созидания.

Но, к сожалению, еще не все экскурсоводы осознали ту огромную ответственность, которая ложится на их плечи. Не надо закрывать глаза на то, что «свал» пустил глубокие корни и в экскурсионной пропаганде. Магия «валовых» показателей подчас заслоняла качество экскурсий, получила распространение практика приписок. Подобные традиции нужно незамедлительно ломать.

Требование дня — экскурсия не для «галочки» и рубля, а для людей, для пользы дела. Экскурсоводов необходимо избавить от мелочной опеки, снять подозрительность к поискам и находкам, разгрузить от чуждых экскурсоводу обязанностей. Это долг и обязанность советов по туризму и экскурсиям.

Перестройка требует от экскурсоводов взглянуть по-новому на некоторые ставшие привычными характеристики, сопоставить с достигнутым не только пройденный, но и предстоящий путь развития экскурсионного дела. Поменьше безудержных восторгов по поводу того, что перестройка произойдет со дня на день, побольше честного рассказа о ее трудностях и противоречиях, яркой пропаганды передового опыта. Важно убедительно показывать, что ускорение социально-экономического развития страны, революционные по своему характеру преобразования всех сфер жизни нашего общества — это продолжение дела Великого Октября.

Многое зависит от подготовки кадров экскурсоводов. В этом деле не все благополучно. Вызывают тревогу недостатки в комплектовании слушателей курсов. Есть факты, когда в погоне за занимательностью безответственно используются разного рода слухи, недостоверная информация. Безнравственно оценивать прошлое с позиций стороннего наблюдателя, необходимо глубоко и всесторонне изучать историю Отечества, особенно послеоктябрьскую. Обращаясь к прошлому, неправомерно возвеличивать или низвергать те или иные события, иных деятелей, надо воздавать должное советскому народу и его труду. Высокий моральный долг экскурсовода — донести до сознания слушателей все ценное, что досталось нам от прошлого, причем в подлинном, неискаженном виде.

Тысячи людей говорят немало теплых и добрых слов об экскурсоводах, их нелегком труде, но и требования к ним повышаются самими темпами преобразования.

Словом, новый этап перестройки — это прежде всего строгий спрос с каждого работника нашей отрасли. Во всех отношениях — личном, профессиональном, гражданском. Жить и работать так, как требует время — в этом конкретное выражение партийности, самый ценный вклад в перестройку и обновление туристско-экскурсионного дела.

Ю. ТЕННИКОВ, начальник экскурсионного управления ЦСТЭ

ЗНАКОМ ПОЛТОРА С ЛИШНИМ ВЕКА

Человек этот, похоже, знает абсолютно все. Он говорит на нескольких языках и постоянно улыбается. При этом он необычайно услужлив и расторопен: вовремя закажет обед и места в гостинице, расскажет о своем (или чужом) городе, спокойно ответит на самые неожиданные вопросы, поможет сделать покупки, выполнит ваши личные поручения. Это гид. Он знаком нам полтора с лишним века. Ироническим насмешкам подвергалась, помнится, чрезмерная услужливость гидов, их «казенный вздор» и утомляющая восторженность речи... таким увидели гида за рубежом Александр Блок и Илья Эренбург.

Быть может, именно с Запада и пришла к нам эта профессия? Нет, как оказалось. Просто слово «гид» в России не прижилось: изначально отечественный туризм не был объектом коммерческой деятельности; организацией познавательных путешествий никто не занимался, а те, кто спешил удовлетворить жаждущего новых знаний странника, делали это, как правило, бескорыстно. «Везде, во всяком древнем нашем городе, вы находите мещан, которые знают историю своего родного города и передают из уст в уста известные о нем предания... Они мне случайно попадались на улицах и весьма дружелюбно сообщали все, что сами знают о городе», — писал профессор Московского университета С. Шевырев, совершивший в 1849 году поездку из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь.

К экскурсионной работе обращались историки, искусствоведы, писатели. Известно, например, — и этим гордятся экскурсоводы, — что проводить экскурсии для друзей любил Николай Васильевич Гоголь. Писатель, который наделял город душой и мечтал, словно предчувствуя появление современных заповедных зон, об улицах-музеях, который сравнивал архитектуру с высотами литературного образца, основательно готовился к проведению экскурсии, продумывая каждый ее момент. «Он выбирал время, час, погоду, — светит ли солнце или пасмурно на дворе и множество других обстоятельств, чтобы показать нынче то, а не это, а завтра наоборот», — вспоминал о гоголевских экскурсиях М. П. Погодин.

Отменными экскурсоводами были российские учителя. Они водили своих питомцев сначала на природу: к берегам рек, в лес и в поле, затем в музеи, к историческим памятникам городов, проводя наглядные уроки естествознания, истории, эстетики. Постепенно экскурсия вышла за пределы школы, а учителя обратились к группам взрослых экскурсантов.

В начале XX века из среды отечественных педагогов выделилась группа страстных приверженцев экскурсионного дела. В первые послереволюционные годы они придали экскурсионной работе романтические тона: они верили в необычайно широкие возможности экскурсий для просвещения и воспитания народных масс.

Среди тех, кто закладывал основы советской экскурсионной школы, были Борис Евгеньевич Райнов, впоследствии член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, ученый-естественник Иван Иванович Полянский, профессор-историк Иван Михайлович Гревс, литературовед Николай Павлович Анциферов и многие другие. Авторы учебных пособий, руководители первых экскурсионных учреждений никогда не сторонились практики.

Неоценимую помощь им оказала Надежда Константиновна Крупская. В ее педагогическом наследии разработаны теоретические вопросы идейной направленности экскурсий. Она встречалась с работниками экскурсионных учреждений, рецензировала путеводители, стремилась, чтобы экскурсии формировали у слушателей активное отношение к жизни. «Надо сказать, что в смысле экскурсионном... мы не замечаем, что достигли... наибольших результатов, — писала она. — Это особенно бросается в глаза иностранцам... Там нет такой ориентации на массы. У нас же эта ориентация на массы приобретает большие размеры...»1

(Н. К. Крупская. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1979. С. 284.)

В городские экскурсионные бюро сотрудники приходили в основном из системы народного образования. Экскурсовод-учитель не обслуживал, а обучал, просвещал, воспитывал. Он мог строгим взглядом или словом остановить заболтавшихся экскурсантов, вслух сделать замечание, старался говорить четко, конкретно. Условия труда были нелегкими: в 30-е годы экскурсионных автобусов не было, и туристы знакомились с городами, путешествуя на рейсовых трамваях, пересаживаясь с одного на другой. Объектами экскурсий были чаще всего заводы и фабрики, железнодорожные станции, музеи, местные достопримечательности. С 1935 года одним из самых популярных экскурсионных объектов в Москве стало метро.

Городские власти активно содействовали экскурсионной работе. Экскурсантам полагался льготный трамвайный билет; милиционер, заметив на переходе группу, сразу же останавливал движение. А как верили экскурсоводу его слушатели и как уважительно относились они к тому, кто открывал для них жизнь города, сообщал столько фактов, сведений и цифр! Сомкнувшись в тесный круг, экскурсанты старательно записывали в тетрадки все услышанное.

В наши дни отношения экскурсоводов с туристами несколько изменились. По улицам катятся комфортабельные экскурсионные автобусы с широкими окнами, мягкими креслами, микрофонами. Туристов размещают в гостиницах, обеспечивают питанием, составляют для них обширную культурную программу. Экскурсант уже не так внимательно слушает, мелькание зданий или пейзажей за окнами автобуса быстрее утомляет его внимание. Современному туристу многое известно из путеводителей, газет, передач радио и телевидения. Многомиллионные группы участвуют в экскурсиях... не выходя из дому: известные писатели, журналисты, деятели культуры с помощью телеэкрана «ведут» их по пешеходному Арбату, картинным галереям, архитектурным ансамблям...

Экскурсоводу приходится менять стиль работы. Он все чаще переходит к сюжетному рассказу; экскурсии становятся более эмоциональными, публицистичными. Однако многие качества гида прошлого века — энциклопедичность, постоянное внимание к аудитории, подтянутость, улыбка — по-прежнему необходимы ему.

Р. ЛОБОВСКАЯ

СВЕТ И В РОДНОМ ОКНЕ

Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом.

В. А. Сухомлинский

Буквально «задыхаются» от массового наплыва туристов усадьбы «Ясная Поляна», «Архангельское», «Коломенское», «Михайловское», «Болдино», «Марфино», «Караби-ха», «Спасское-Лутовиново», «Щелыково», города Москва, Суздаль, Владимир, Ростов (Ярославской обл.), Загорск, Кострома и т. д. Выходит, что уже сейчас необходимо серьезно думать о расширении географии туризма, о снятии «пиковых нагрузок» с наиболее известных мест. Проблема актуальна и требует неотложного разрешения. От массовых потоков значительно быстрее «физически стареют» памятники, да и у туристов остается чувство неудовлетворенности от беглого ознакомления с памятниками, экспозициями музеев. Можно представить себе воспитательный КПД от подобного рода мероприятий.

А ведь богаты памятными местами, историческими событиями, живописными ландшафтами, уникальной фауной и флорой не только эти заповедные уголки нашей страны, но и те, что начинаются за околицей. Богата, например, земля села Купи-но (Шебекинский район Белгородской области) памятниками археологии, природы, истории. На территории сел Доброе и Дмитриевка учеными института археологии Академии наук СССР в 1954—1980 гг. раскопаны Городище, Селище, могильник Салтово-Маяцкой культуры (VIII — X вв.). Сохранились земляные валы — остатки Белгородской оборонительной черты середины XVII столетия, следы древних «сторож» города Белгорода. Здесь есть замечательные памятники природы: 500-летние дубы, древние липы, уникальный меловой сосновый бор («Бекарюковский»), где встречаются растения третичного и доледникового периода. Все памятники истории и культуры входят в 18 туристско-краеведческих маршрутов. Один маршрут ведет к остаткам Белгородской черты и города Нежегольска. Другой — к Городищу, Селищу и могильнику Салтово-Маяцкой культуры. Следуя по этому маршруту, туристы проходят по Силанской дороге VIII века. Есть маршрут, пролегающий по Нежегольскому шляху. По предположению ученых, в мае 1185 года по шляху проходил князь Игорь со своей дружиной...

Более рациональная организация туристского движения в нашей стране позволит расширить географию маршрутов туристов, снять «пиковые нагрузки» с наиболее известных памятников истории и культуры, вовлечь в массовый туризм все слои населения.

Выходит, что начать путь в увлекательнейший мир туризма можно с путешествий и экскурсий по местам, которые видны из ваших окон. 

Г. ЗАБОТКИН, режиссер

Журнал «Турист» № 10 1988

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (08.04.2011)
Просмотров: 830 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2019 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz