Пятница, 15.02.2019
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

Чебоксарский «челнок»
Трибуна передового опыта

Многие экскурсионные бюро страны пользуются, обслуживая туристов автобусами городских автопредприятий. Как сделать совместную работу двух ведомств обоюдовыгодной? Об атом рассказывает в своей статье Зинаида Григорьевна МОРОЗ, заведующая отделом транспортных путешествий и экскурсий Чувашского областного совета по туризму и экскурсиям.

Первый выпуск экскурсоводов Чебоксарского бюро путешествий и экскурсий состоялся двадцать лет назад, а первой экскурсией была, помню, городская обзорная «Чебоксары — столица Чувашской АССР». Пешеходный маршрут ее проходил по старинной части Чебоксар, среди многочисленных памятников архитектуры XVII—XX веков; познакомившись с историческим центром города, туристы посещали краеведческий музей, осматривали площадь Ленина, а затем на городском автобусе или троллейбусе отправлялись к памятнику В. И. Чапаеву, у которого экскурсия и заканчивалась.

Экскурсоводы с энтузиазмом принялись за дело, но вскоре поняли, как неудобен этот маршрут. Почему? Да потому, что не каждому захочется трястись через весь город на общественном транспорте, чтобы взглянуть на один-единственный памятник, пусть и известному полководцу. Тогда мы попробовали проводить городскую обзорную экскурсию на троллейбусе. Но троллейбус-то «привязан» к строгому графику движения маршрутных машин! Кроме того, он почти полчаса идет по малоинтересному промышленному району, подолгу стоит на двух железнодорожных переездах, грозя опоздать к отправлению туристского теплохода. И дороговатой оказалась эта экскурсия: за час работы троллейбуса выкладывай 12 рублей 50 копеек.

В еще более трудном положении оказались мы, когда из экскурсионного показа «выпала» старая, самая интересная часть Чебоксар. Родившееся со строительством новой ГЭС на Волге Чебоксарское водохранилище должно было «поглотить» исторический район города. В 1980 году началась подготовка старой части города к затоплению. Экскурсии наши немедленно утратили популярность у отправляющих бюро — и показатели нашей работы тут же снизились. Именно в это время мы и начали разработку нового, на этот раз автобусного маршрута «На родине легендарного начдива».

В состав творческой группы вошли опытные экскурсоводы Л. Рагузова, В. Федоров, Л. Герасимова, старший методист Е. Тоненкова, а возглавить группу довелось мне, тогда заведующей экскурсионно-методическим отделом Чебоксарского бюро. Трудностей оказалась масса: большинство интересных объектов ушли «на дно», в более поздних кварталах памятники архитектуры прошлых веков перемежались с современными строениями — как тут последовательно расскажешь об истории Чебоксар? Главной же проблемой стал транспорт: городские автопредприятия Чуваш-автотранспорта могли выделить в день не больше десяти машин, а нам только для обслуживания туристов с теплоходных маршрутов необходимо было сорок.

Что делать? Мы обратились за помощью к коллегам и решили применить опыт Ульяновского бюро путешествий и экскурсий.

Там автобусы «челноком» перевозили группы туристов от речного вокзала к Ленинскому мемориалу и обратно. Нам же хотелось как-то подогнать «челнок» к городским обзорным экскурсиям. И родилась такая схема. На каждые две группы стали мы заказывать только один автобус. Пока первая группа совершала на нем экскурсию по городу, вторая осматривала экспозицию художественной галереи. Затем автобус доставлял первую группу к музею В. И. Чапаева и отправлялся за второй — к художественной галерее. Когда время обзорной экскурсии для второй группы заканчивалось, автобус отвозил ее к музею Чапаева, а первую — в художественную галерею. После этого водителю оставалось только доставить вторую группу из музея на причал. А первая группа добиралась до теплохода пешком.

Вот когда пришлось нам потрудиться. Не потрудиться — покрутиться! И курсы переподготовки организовать, чтобы не дублировали экскурсоводы в музеях рассказ городской обзорной экскурсии. И жесткий график установить: экскурсия длится в общей сложности два часа сорок минут, а стоянка теплохода в Чебоксарах — всего три часа. Весь маршрут, каждую остановочку с секундомером просчитали. Так сразу получили мы возможность работать с большим количеством групп.

Обслуживаем «челноком» пассажиров турпоездов, учащихся — на экскурсии «Сто дорог — одна твоя». А лотом опыт наш взяли на вооружение еще два бюро автономной республики: Новочебоксарское и Канашское. Первое обслуживает таким образом туристов из Татарии и Марийской АССР, прибывающих на «Ракетах» и «Метеорах». А автобусы, доставившие туристов из Канаша в чебоксарские театры или цирк, не ожидают больше конца представления. Они спешат на автовокзал: берут пассажиров и едут в Канат за следующей группой. Пока съездят — представление и закончится. Два дополнительных пассажирских рейса в выходные на Канаш — разве не выгодно это автопредприятию? А бюро путешествий не оплачивает больше холостые пробеги.

«Челнок» позволяет экономить средства и иным способом. Сегодня автобусная экскурсия в Чебоксарах стоит 44 рубля, в том числе 24 рубля стоят две музейные экскурсии. Если же каждой группе туристов выделять автобус, платить придется целых 66 рублей. Экономия? Бесспорно.

Казалось бы, прекрасно идут дела, ан нет: смежники часто подводят. Возьмем музеи. Ну как с ними работать, если расписание их не совпадает со временем прибытия туристских теплоходов? Работать бы им без выходных, с восьми до шести, и все было бы в порядке. Как художественная галерея — с ней никаких проблем. И потом: почему туристские теплоходы стоят в Чебоксарах всего три часа? Совсем не остается свободного времени у путешественников. А ведь наверняка многим из них хотелось бы после экскурсии самостоятельно посмотреть город, посидеть в кафе, приобрести сувениры, книги.

Не отлажены пока и наши контакты с транспортниками. По-прежнему выделяют они нам автобусы «ЛИАЗы», попросту «ткнув пальцем». Неважно, работает ли в машине микрофон или нет, хватает ли сидений... Нет, важно, товарищи! В новом договоре с Чувашавтотрансом мы обязательно предусмотрим пункт о создании бригады водителей, которая и будет обслуживать экскурсантов.

И все же в целом считаю: эксперимент с «челноком» удался. Однако время торопит нас. Весной 1987 года воды Чебоксарского моря затопили старую частью города, образовали живописный залив с новостройками по берегам. Недалек день, когда появится в Чебоксарах новый речной вокзал с туристским причалом. Знакомство со столицей Чувашии будет начинаться в непривычном пока для нас месте. Что ж, начнем искать новые, интересные, перспективные формы обслуживания наших гостей.

З. МОРОЗ

г. Чебоксары

Журнал Турист № 3(267) март 1988

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (19.06.2011)
Просмотров: 680 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2019 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz