Директор

Люди советского туризма

В день, когда присвоили Аделаиде Джотовне Отырба звание «Заслуженный работник культуры Абхазской АССР», долго сидели мы с ней в ее кабинете, припоминали прошлые годы, задумывались о перспективах развития туризма на черноморском курорте.

Двадцать три года назад Абхазский обком партии предложил ей, тогда выпускнице Сухумского педагогического института, научному сотруднику краеведческого музея, возглавить туризм в Гагре. Пульс экскурсионной работы здесь нарастал в те годы особенно быстрыми темпами. Росла популярность познавательного отдыха среди гостей и жителей Абхазии. На этой волне училась Отырба работать, руководить, осваивала нелегкое искусство общения с людьми.

Не сразу установилось взаимопонимание молодого директора бюро путешествий с подчиненными. Забота о выполнении плана, об укреплении трудовой дисциплины оборачивалась порой излишней категоричностью, жесткостью. Не раз задумывалась директор перед выбором: наказать провинившегося или простить ему ошибку? Чтобы не случилось промашки, делилась сомнениями с ветеранами труда. Совместно находили верное решение.

Между тем взаимопонимание предстояло искать и с тысячами туристов, приезжающих ежегодно в Гагру, Казалось бы, конвейер экскурсионного обслуживания на курорте работает исправно, только «пропускную способность» бюро надо бы увеличить. А это значит, добывай, директор, новые автобусы, набирай больше экскурсоводов. Но популярность маршрутов не только не увеличилась, а напротив, начала уменьшаться. Посыпались сбои: группы полным составом не являлись на экскурсии и с трудом выбитые автобусы оказывались не у дел. Что случилось? Отырба поняла: люди теряют интерес к экскурсиям, потому что маршруты, разработанные много лет назад и успешно «делавшие» план, устарели, заученные тексты стерлись до штампов. Экскурсионный конвейер требовал переналадки.

С энтузиазмом взялась Аделаида Джотовна за поиск новых тем и приемов работы. Увлекла за собой подчиненных. И на афише бюро появились такие названия, как «Вечерний звон Пицундского храма», «Черкесскими тропами Жоэквары», «По пути древних аргонавтов». Появились тематические экскурсии по местам, связанным с историей революционного движения, славными подвигами советских воинов в годы Великой Отечественной войны, экскурсии для любителей литературы, природы, архитектуры.

— Каждый отдыхающий у нас человек — потенциальный турист, — размышляет Отырба, — и каждый, вполне естественно, стремится не только погреться на южном солнце, но и узнать побольше нового, запастись свежими впечатлениями… Просто интерес этот необходимо разжечь, пробудить. А для этого нам самим надо проявлять максимум внимания к своему городу и краю, знать его природу и историю, уметь связать в своем рассказе Абхазию с важнейшими событиями, происходящими в стране.

Подумала директор и о рекламном обеспечении новых маршрутов. На свой страх и риск, не дожидаясь указаний «сверху», заказала московским издательствам красочный проспект «Гагра: на туристских перекрестках», комплект открыток. Далеко не везде верно оценивают сегодня значение рекламы, а ведь это — один из видов информации, необходимый в условиях, когда потребитель (в данном случае турист) стоит перед выбором: где побывать, что посмотреть в первую очередь? И выбор этот сегодня есть. Гости курорта имеют возможность увидеть и услышать выступления абхазских фольклорных коллективов «Киараз» и «Афартын», отведать блюда национальной кухни в экзотической апацхе «Цангугра», совершить морскую прогулку на «Комете» в Батумский дельфинарий. В новом конном маршруте «Верхом удобнее» туристы, не имеющие опыта верховой езды, приобретают навыки обращения с лошадьми. Специальные туры по обучению игре в теннис и плаванию — результат того, что работники бюро путешествий обратили внимание на простаивающие большую часть дня городской стадион, теннисные корты в Приморском парке, плавательные бассейны в здравницах.

— Перестройка в туризме должна предложить и горожанину, и сельским жителям максимум вариантов использования свободного времени, — делится Отырба. — Мы стараемся разнообразить досуг населения и тем самым сломать устоявшееся представление о том, что Гагра может только принимать туристов. Пришло время позаботиться и о тружениках гагрских учреждений и предприятий. Мы увеличили число местных путешественников уже в прошлом году на двадцать процентов.

Естественно, сделать такое большое дело было под силу только тесному, сплоченному коллективу единомышленников. Молодой директор не стала для бюро «новой метлой», не пошла на максимальное обновление творческих сил — нет, напротив, дала возможность полностью раскрыться, использовать все свои резервы тем, кто работал здесь долгие годы. Не подчиненными, не штатом, а помощниками называет она М. Ашрафян, В. Жибу, В. Дзкуя, А. Конджария, Л. Кокоскерия, И. Коркия, М. Каджаманяна, В. Хагуша, М. Туманишвили, Многие из них работают в туризме двадцать пять — тридцать лет.

Взаимопонимание, контакт с сотрудниками Отырба искала всюду, в каждой грани сложного процесса служебных отношений. Так, например, взяла за правило принимать сослуживцев в любое время. Не упускала из виду и личных проблем каждого своего коллеги. Групповод Алла Смыр и главный бухгалтер Лилия Афанасьева с благодарностью вспоминают, что именно стараниями директора им улучшили жилищные условия. Довольна и экскурсовод Валентина Солодовникова: ее ребенок каждое лето отдыхает теперь в пионерском лагере. А когда легло на стол директору заявление об уходе бухгалтера Аси Агозян, Аделаида Джотовна не поспешила его подписать. Припомнила: да, в последние месяцы у Аси не клеилась работа, ухудшилось здоровье. «Значит, переживает за дело, стыдится работать плохо», — подумала Отырба. И сказала сотруднице:

— Вот что, поезжай-ка в Кисловодск, отдохни, подлечись. Путевку мы тебе оформим. А заявление твое рассмотрим, когда вернешься.

Рассматривать, однако, ничего не пришлось. В отпуске Асю словно подменили. Отдохнувшая, жизнерадостная, она взялась за дело с новыми силами — и сегодня по праву считается одной из лучших работниц бюро.

— Умеет Аделаида Джотовна сделать так, чтобы легко дышалось и продуктивно работалось в коллективе, — говорит заведующая методическим отделом Валентина Безгина. — Она в курсе всех наших дел, но не тревожит по мелочам. Зато за конечный результат спрашивает строго.

Конечный результат — это те самые миллион триста тысяч экскурсантов и сто тысяч туристов, которых обслуживает Гагрское бюро путешествий и экскурсий.

А. Клюев

г. Гагра Абхазская АССР

Журнал Турист № 3(267) март 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий