Эффект репутации

Общеизвестно, что сначала мастер работает на репутацию, а потом репутация — на него. Эту истину можно полностью отнести к туристскому учреждению. Именно высокая репутация в первую очередь причиной тому, что с утра до ночи без устали отстукивают телеграммы, летящие со всех концов Советского Союза, установленные в Паневежском бюро путешествий и экскурсий трудяги-телетайпы.

Из Сибири и Казахстана, Средней Азии и Белоруссии, Украины, России летят в Паневежис самолетами, едут в поездах, автомобилях и автобусах неутомимые путешественники. Даже в пору зимнего затишья по несколько сот гостей ежедневно принимает и провожает небольшой и не столь уж богатый достопримечательностями литовский городок.

ПОИСК

Есть сколько угодно работников туризма, которые при самых неблагоприятных обстоятельствах ухитряются благодушествовать и почивать на лаврах. Но о сотрудниках Паневежского бюро такого не скажешь. Ни традиции коллектива, ни высокое чувство ответственности за свой труд, свойственное подавляющему большинству его работников, ни — тем более — время, в которое мы живем, не предрасполагали этих людей к самоуспокоенности. В апреле 1987 года коллектив перешел на новые условия планирования и материального стимулирования. С первого января 1988 года он начал работать на полном хозрасчете и самофинансировании. В 1987 году коллектив получил 600 тысяч рублей прибыли. За счет чего такие успехи? Размах и уверенность, которых недоставало раньше, возможность маневра и взаимопомощи разных хозяйственных подразделений появились благодаря прочной материальной базе.

— Как мы жили прежде? — вспоминают ветераны. — В вечных поклонах и с протянутой рукой. «Разместите, пожалуйста, наших туристов», — просили, бывало, работников коммунальной гостиницы «Рамбинас». И что получали? Какое попало расселение, а то и отказ. О высоком качестве обслуживания не могло быть и речи!

Невелика собственная гостиница бюро под названием «Упите». Но она гарантирует каждому путешественнику размещение в чистых и уютных трехместных номерах со всеми удобствами. Делается это четко и оперативно. Есть у бюро и своя столовая. И здесь, что называется, услуги фирменные. Книга отзывов, которую мне показала заместитель заведующей Виталия Бенешевичене, полна восторженных записей путешественников.

Сейчас литовские первопроходцы еще в самом начале своего непростого пути. Какой-либо опыт обобщать пока рановато. Но некоторые события, предшествовавшие этому поворотному моменту, говорят о многом и сулят большие надежды.

Скажем, прослышали летом в бюро о том, что в связи с успешной игрой футболистов «Жальгириса» в этом сезоне многие жители Паневежиса и района стали ездить в Вильнюс на стадион поболеть за своих любимцев. Прослышали да и внесли в свой реестр новую экскурсию «Вильнюс спортивный». Раньше паневежских экскурсантов в столице республики водили только в зоопарк, в оперный и драматический театры, теперь сопровождают на стадион. Удобно болельщикам, которые оказались обеспеченными и транспортом (комфортабельными «Икарусами») от двери до двери, и питанием. Не в накладе и бюро.

Не менее примечательно сотрудничество экскурсионной организации с пригородным колхозом «Аушра». Началось с того, что колхозники, которые любят путешествовать, когда заканчивается сельская страда, вошли в число постоянных клиентов бюро.

Поближе познакомившись со своими новыми друзьями, экскурсоводы узнали, что есть в колхозе необычный цех, изготовляющий сувениры. Слово за слово, вот и родился союз производителей и потребителей. По заказу бюро в колхозе стали изготовлять недорогие сувениры для туристов: вымпелы, значки, керамические медали и т. д. Часть сувениров продают туристам за наличный расчет, но чаще они используются как компенсация при закрытии актов обслуживания. Допустим, подали группе вместо «Икаруса» жесткий автобус. Разница в стоимости проезда составит несколько десятков рублей. Есть ли смысл раздавать каждому туристу по рублю с копейками? Вот тогда и идут в ход сувениры. Вымпелы с эмблемой Паневежиса или экскурсионного бюро будут приняты с благодарностью как память о поездке. Опять-таки и бюро остается не в проигрыше хотя бы потому, что колхоз с каждого рубля реализованной продукции предоставляет своим партнерам торговую скидку 12 копеек.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Взяты всего лишь два скромных примера (правда, число их можно было бы многократно приумножить). Но и они свидетельствуют о настоящей деловой хватке, предприимчивости, инициативе. Напомню, что оба относятся еще к тому периоду, когда в Паневежисе даже не заходила речь о полном хозрасчете и самофинансировании. Значит, налицо залог того, что бюро справится и со своими новыми задачами.

Может возникнуть вопрос: что же конкретно меняется с переходом на полный хозрасчет, облегчит это или затруднит работу бюро? Прежде всего, изменятся условия финансирования. Если раньше вся прибыль бюро отчислялась Литовскому республиканскому совету по туризму и экскурсиям, а он потом мог субсидировать по своему усмотрению те или иные нужды Паневежского бюро, то теперь в распоряжении Литовского РСТЭ поступает только 35% прибыли. Около полумиллиона рублей за год останутся в распоряжении экскурсионных работников Паневежиса и пойдут на цели самофинансирования.

Заметную их часть составят фонды материального поощрения. Взамен 30-процентных надбавок к окладам за расширение зон обслуживания уже пришли 50-процентные. Квартальные премии повысились с 40 до 50 процентов от оклада. Уже сейчас четверть от общего числа работников бюро получают доплаты за экономию фонда заработной платы. Планируется расширить этот круг до одной трети сотрудников.

А возможности для расширения и развития туристско-экскурсионных услуг? Они возрастут неизмеримо. Уже сейчас в бюро зреет план создания пристройки — правого крыла гостиницы. Осуществить его будет несложно и средств из фонда развития предприятия вполне хватит. А отдачу коллектив получит сполна.

Трудно загадывать заранее, что сбудется, что нет, но планы на будущее, напрямую связанные с работой в условиях перестройки и полного хозрасчета, у работников бюро весьма масштабные. Начать с того, что для улучшения обслуживания туристов здесь намереваются создать почти одновременно несколько кооперативов. Один — в городе в целях совершенствования системы договоров на аренду жилья для туристов в частном секторе. Работники этого кооператива будут постоянно контролировать жилищные и бытовые условия, которые хозяева создают гостям, добиваться того, чтобы туристы располагали всем необходимым для полноценного отдыха.

Другой кооператив планируется открыть в сельской местности. Его задачей станет аренда добротного комфортабельного жилья с пансионным обслуживанием для автотуристов из Москвы, Ленинграда и других городов, путешествующих по Прибалтике на своих машинах.

Зреет и такой план: подключить к объединению, которым практически стало Паневежское бюро с его хозяйственными подразделениями, городской туристский клуб. Нет сомнения, что при этом возникнут предпосылки для заметного улучшения массовой туристско-оздоровительной работы в городе. Ведь бюро в состоянии помочь клубу денежными средствами и решить такие трудновыполнимые для него задачи, как обеспечение транспортом и питанием участников всевозможных массовых встреч и соревнований.

А чем плоха, например, такая идея: выпустить следующим летом абонементы на специализированные экскурсии к берегам водоемов для родителей с детьми. Участки прибрежного мелководья оборудовать ограждениями, приняв все меры безопасности; привлечь к работе опытных тренеров и организовать массовое обучение детей плаванию. Вопрос назревший. Если Паневежское бюро поможет решить его — честь ему и слава.

Поверьте на слово: интересных задумок и проектов, причем подкрепленных экономическими расчетами, прочно обоснованных и вполне реальных, у предприимчивых работников из Паневежиса — великое множество. Не будем заранее раскрывать их все, лучше дождемся практического осуществления хотя бы некоторых, самых главных. А пока не забудем сказать и о том, что есть еще у экскурсбюро свои нерешенные и довольно-таки болезненные проблемы.

Главная среди них — транспорт. Только эта услуга, а она, естественно, из числа основных, остается пока вне сферы воздействия и влияния экскурсионного объединения. А ведь было другое время! До 1980 года 4 автобуса постоянно находились в оперативном распоряжении Паневежского бюро. И никаких недоразумений с транспортом в те дни не случалось.

Сейчас расположенный в Паневежисе так называемый опорный пункт Вильнюсской автобазы под названием «Турист» имеет машин намного больше, а транспортное обслуживание самих туристов резко ухудшилось. Почему? Как разнокалиберные шестеренки не стыкуются, не цепляются друг за друга, так и «разноподчиненные» подразделение автобазы и экскурсионное бюро тянут каждый в свою сторону. Образуется нешуточный разрыв в цепи обслуживания путешественников. Положение усугубляется разноречивыми инструкциями и указаниями сверху по самым острым и жгучим вопросам транспортного обслуживания.

Скажем, согласно типовому договору бюро обязано доставлять прибывших путешественников из аэропортов и с вокзалов в любое время суток. Автобаза руководствуется своим документом, согласно которому возить людей в ночное время запрещено. И будет так, как велено автомобилистам, хотя прибывшими в ночное время гостями могут оказаться (и не раз оказывались, особенно в период школьных каникул) дети.

Да и вообще, что хорошего в таком положении, когда экскурсовод и водитель автобуса, которые по самому своему положению должны быть союзниками, единомышленниками, относятся к разным ведомствам и знать не хотят о бедах и заботах друг друга?

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Нет такого отдела в бюро, где в 1987 году не отказались хотя бы от одной ставки. А ведь штаты во всех подразделениях бюро и без того минимальные, чем отчасти и объясняется его высокая рентабельность. Меняли штатное расписание, правда, как-то бережно, с особой деликатностью, никого не травмируя, не создавая конфликтов — обычно лишь в тех случаях, когда из отдела по семейным ли обстоятельствам или в связи с переходом на другую работу кто-то уходил. Высвобождавшуюся ставку делили в соответствующей пропорции между теми, кто принимал на себя обязанности выбывшего.

О том, как возросло материальное благосостояние тех, кто охотно идет на интенсификацию труда, на расширение зоны обслуживания, можно судить по одному конкретному примеру. В отделе приема туристов работает методистом молодая женщина Алдона Станкунайте. Своим товарищам она известна как очень собранный и дисциплинированный работник, обладающий высоким чувством ответственности. Именно Алдоне решено было поручить такое непростое дело, как учет, хранение и выдача сувениров (вымпелов, медалей и пр., о чем уже упоминалось выше). За это, прямо скажем, хлопотное дело, требующее к себе внимания даже в выходные дни, но зато приносящее всему коллективу неплохой доход, А. Станкунайте получила 50-процентную надбавку к зарплате, к тому же премию (прогрессивку) ей, как и всем, повысили с 40 до 50 процентов. В результате месячный заработок Алдоны составляет теперь 305 рублей и заметно превышает даже оклад заведующей отделом Д. Варнене. Но подобные парадоксы материального стимулирования никого здесь не удивляют.

Хозрасчет! Что заработал, то и получи.

Но если кто-то представит себе Паневежское бюро как некий приют благостного единообразия и единомыслия, то… попадет пальцем в небо!

Характерно в этом смысле признание одного из давних, кадровых работников бюро главного бухгалтера Лаймы Бутерлявичене.

— Знаете, нас, бухгалтеров, никто не любит, — так неожиданно начала Лайма свою исповедь. — У нас на каждом шагу инструкции да параграфы: того нельзя, этого не положено. И конфликты случаются. В другом коллективе я, возможно, и не продержалась бы так долго. А здесь тружусь уже добрый десяток лет и уходить не собираюсь.

Чем же объясняет Лайма свою приверженность Паневежскому бюро? Многими причинами. Но далеко не последнее место среди них занимает атмосфера открытости, откровенности, острой критики недостатков.

— У нас на собраниях каждый смело высказывает все, что он думает, не взирая на лица. После одного такого крупного разговора мы, женщины, недавно так толковали между собой: дескать, в других местах только начали добиваться гласности и демократизации, а нам они уже привычны.

— Все так, много шумим, — улыбаясь, соглашается молодой директор бюро Скирмантас Шамшонас, — но всегда только по делу. И знаете что интересно? Вот майская или октябрьская демонстрация. Колонны разных предприятий проходят мимо городской трибуны. Прошли, тут же все рассыпались, и по домам. А наши — нет. Все идем к своему бюро, хотя никто не заставляет. Станем рядом и вот…

Он показывает фотографии. Праздничные, радостные. Женщины с цветами. Дети с флажками и разноцветными шариками. Да, дети. Потому что на демонстрации здесь принято приходить целыми семьями. И все они вместе, плечом к плечу, на фоне фасада своего бюро.

Узнаю знакомые лица экскурсоводов, работников гостиницы и столовой — все, мне кажется, с печатью какой-то общей удовлетворенности, как у людей, которые здорово поработали и теперь имеют право отдохнуть.

Они же и в самом деле славно поработали и работают, эти люди, создавшие нечто особенное и неповторимое. А может быть, наоборот, повторимое?

Л. ЛОПАЧЕВА, наш спец. корр.

г. Паневежис, Литовская ССР

Журнал Турист № 3(267) март 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий