Понедельник, 25.03.2019
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

Еще о катамаранах и плотах
Под редакцией мастера спорта П. Лукоянова

Отличительная особенность данной конструкции катамарана — увеличенный запас плавучести, гарантирующий безопасность преодоления самых сложных препятствий. Его основные технические данные: грузоподъемность — 3,6 т, длина — 4,4 м, ширина — 2,9 м, диаметр гондол — 0,75 м.

Недостатком четырехместных катамаранов (по мнению авторов описываемого плавсредства) являются случаи смыва сидящих на концах гондол гребцов, в мощных сливах и валах. В предлагаемой конструкции экипаж размещается почти в середине катамарана. Расположение гребцов вблизи центра тяжести судна создает лучшие условия для маневрирования, поскольку момент инерции такого катамарана меньше, чем у четырехместного. (Правда, сказанное правомерно только для судов с одинаковой килеватостью.)

Гондолы большого диаметра обладают практически всеми положительными качествами плоских емкостей в силу незначительного соприкосновения с поверхностью воды. Кроме того, с поплавков большого диаметра повышается обзор проходимого участка реки.

Определяющее значение для преодоления водопадных сливов имеет носовая форма поплавков: увеличенная площадь передней части гондол создает повышенную опору и меньший провал в пенные ямы. Этому способствует также центровое расположение гребцов, несколько изгибающее гондолы и позволяющее им вписываться в вал, быстро выходить из водопада. Не было случаев переворота таких катамаранов через нос.

Экипаж из двух человек быстрее «срабатывается» и более слаженно действует в самых сложных ситуациях. На катамаране может разместиться и третий участник, например, страховщик или кино-, фотооператор. Надежность посадки гребцов достигается упором ногами в выступы рамы, а спиной — в металлические станки рюкзаков.

Надувные элементы катамарана (рис. 2) — односекционные, что уменьшает вес гондолы и упрощает ее изготовление. (По мнению редакции, гондолы такой конструкции небезопасны: нарушение герметизации внутреннего воздухонепроницаемого мешка может вывести катамаран из строя и создать аварийную ситуацию.) Чехлы можно сшить из брезента (авизента, плотного технического капрона) на 5—10 см меньше размеров баллона. На чехле с каждой стороны пришивается 14—16 петель для крепления с помощью тонкой веревки (капронового шнура) гондолы к каркасу.

Каркас можно сделать из дюралевых трубок (60Х 3 мм) или из жердей необходимой прочности. Узлы каркаса сочленяются с использованием металлических деталей или скрутками из капроновой веревки (проволоки).

Для наполнения гондол воздухом применяется мешок из воздухонепроницаемой ткани, к которому снизу приклеивается штуцер, соединяющийся переходником с гондольным штуцером. Такой насос позволяет накачать гондолу за 10—15 мин.

Весла рекомендуются самодельные: лопасти — из дюралюминия толщиной 2 мм, размером 30X50 мм со срезанными углами; длина рукоятки около 2 м.

Плот из четырех гондол (рис. 3) характеризуется такими данными: грузоподъемность несущих гондол — 5 т, а противопереворотных — 1,5 т, длина плота — 5,5 м, ширина — 2 м, диаметр несущих гондол — 0,75 м, противопереворотных — 0,5 м; экипаж — 4—6 человек.

Принципиальная особенность конструкции плота — отсутствие средних несущих понтонов, что позволяет избавиться от продольных изгибающих усилий, которые нередко разрушают раму в крутых сливах и валах. Наличие противопереворотных гондол по бокам плота увеличивает его остойчивость и безаварийное прохождение самых сложных сливов.

Четыре члена экипажа располагаются на крайних гондолах попарно лицом друг к другу. Места еще двух человек — на внутренних понтонах.

Надувные элементы, каркас и весла — как у катамарана.

На плотах такой конструкции пройдены все пороги р. Чарын ниже Майнакского ущелья, Можайский каскад р. Чуя, р. Катунь, р. Снежная и другие реки не ниже IV категории сложности.

А. МИХЕЕВ,  г. Томск

Не перевернется

Для увеличения остойчивости байдарки, особенно при хождении под парусом, туристы из г. Люберцы Московской области рекомендуют прикреплять по бокам лодки «надувные бревна», которые можно купить в магазинах детских товаров (они используются детишками при обучении плаванию).

Надувные емкости крепятся с помощью плоской капроновой фалы или ремней шириной 20—30 мм (рис.). К одному «бревну» фала присоединяется «жестко», а к другому — через пряжки, которые позволяют регулировать высоту положения емкостей: они должны располагаться с минимальным погружением, не влияющим на скорость движения лодки. Для уменьшения сопротивления на передние концы бревен необходимо прикрепить конусные колпачки.

Таким приспособлением рекомендуется воспользоваться всем новичкам, отправляющимся в свои первые водные походы на байдарках.

Б. КОЛОБОВ

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (20.06.2011)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2019 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz