В те дни берег Ильменьского озера превратился в огромный палаточный лагерь, вместивший небывалое количество «жителей» — одиннадцать тысяч человек! Среди южно-уральцев уютно, по-домашнему, по-свойски обосновались и гости из 42 городов страны. Всех вместе их собрал XI Челябинский фестиваль авторов и исполнителей самодеятельной патриотической песни.
Ильменские фестивали для Челябинского клуба самодеятельной песни — традиция давняя и любимая. Начиналось все с походного костра, который без песни и гитары трудно себе представить. Тогда в 1973 году собралось несколько сотен. Освоили природой сотворенный амфитеатр на берегу Ильменского озера. Обходились без микрофонов. И прямо от песенных костров уходили к кострам походным.
Шли годы. «Тесный круг друзей» вырос. К любителям самодеятельной песни примыкали все новые люди. Далеко не все они были энтузиастами туризма. Да и тема эта в песнях стала не самой главной. Главное, что в песнях, как и на туристских тропах, человек раскрывался, становился самим собой и стремился быть лучше.
В архивах Челябинского КСП хранятся фотографии, кинопленки, слайды, запечатлевшие неповторимые моменты песенных праздников, запомнившихся атмосферой радостного общения и бескорыстного товарищества. Юрий Визбор, председатель жюри одного из Ильменских фестивалей, однажды прислал челябинцам письмо: «Ну, друзья мои, не знаю, что в вас есть. Но что-то есть, это точно. Что-то вот сохранилось в вас милое, домашнее, семейное, человеческое, трогающее сердце. Это я говорю не о ваших песнях, я о вас самих… Мне, старому, лысому, расчувствованному моржу, хочется поблагодарить случай за то, что он хоть накоротке свел нас, и сказать вам спасибо просто за то, что вы живете…»
Под этими словами могли бы, наверное, поставить свои подписи другие известные барды — Б. Вахнюк, Т. и С. Никитины, А. Городницкий, ставшие близкими друзьями челябинцев. А челябинцы — адресовать в ответ нечто подобное…
Восемьсот песен прослушало в прошлом году отборочное жюри накануне конкурса! Вот какое сильное стремление у молодых высказаться. Не все пока имеют на это право. И даже те, кто удостоился чести выйти на конкурсную сцену, под паруса фестиваля, неоднозначно принимались публикой. Хоть техничность молодых исполнителей близка к профессионализму, но оказались утраченными критерии жанра. Это вопрос спорный, ибо время внесло свои поправки в творчество самодеятельных авторов и исполнителей. Но бесспорно одно: этот жанр, вопреки брюзжанию демагогов, не изжил себя. Об этом говорил в одном из интервью Булат Окуджава, «родитель» авторской песни. Об этом сказал на Ильменском фестивале председатель жюри московский бард Сергей Владимирский:
— Скептики нудно вопрошают: «Ну сколько можно?» «Сколько нужно!» — отвечает Челябинский КСП. Песнями своими отвечают. Пели и будем петь! С детьми и внуками будем петь!..
Это так. Ведь не остановить течение, в которое вливается так много рек и ручейков.
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!..»
Эта песня, самая первая песня теперь уже известного челябинского автора Олега Митяева родилась под впечатлением одного из Ильменских фестивалей и стала его гимном.
Как здорово, когда все вместе! И есть о чем поговорить, и есть о чем поспорить… И главное — можно спеть. Всем вместе!
Л. САДЧИКОВА, член Союза журналистов СССР
г. Челябинск
Когда собирается такая благодарная аудитория слушателей, как на Ильменском фестивале, авторы-исполнители стараются петь особенно задушевно, будь то дуэт КСП «Парус» — В. Паньшин и В. Лобанов или их землячка из Челябинска Юлия Суханова.
Журнал «Турист» № 6 1988